По представлениям китайской медицины , жизненный дух Шэнь возникает в результате слияния Ци и квинтэссенции Цзин , является «правителем» человека , контролирующим его поступки . Жизненный дух Шэнь следует сохранять и укреплять , чтобы он не покинул тело , что происходит в момент смерти .
В широком смысле под жизненным духом Шэнь подразумеваются внешние проявления жизнедеятельности организма , в узком смысле — психическая и мыслительная деятельность человека .
Жизненный дух Шэнь хранится в сердце . Функция хранения жизненного духа Шэнь сердцем тесно связана с психической деятельностью человека , его сознанием , мышлением , памятью , сном .
Кровь является главной материальной основой мыслительной деятельности . Кровь управляется сердцем , она также управляется и контролируется жизненным духом Шэнь . Таким образом , функция хранения жизненного духа Шэнь сердцем тесно связана с функцией управления сердцем кровеносными сосудами . В каноне «Лин шу» говорится : «Сердце управляет сосудами, сосуды — это жилище жизненного духа Шэнь» . При недостатке крови нарушается питание жизненного духа Шэнь , что может привести к различным психоэмоциональным нарушениям , например, к бессоннице , беспокойному сну с многочисленными сновидениями , ослаблению памяти.
С другой стороны жар многих органов также может «растревожить» жизненный дух Шэнь .
Мыслительная , психическая и эмоциональная деятельность человека — это выражение состояния жизненного духа Шэнь . Эмоциональные нарушения могут вызвать патологические изменения в организме человека . Жизненный дух Шэнь — это важный фактор , который влияет на состояние здоровья человека , сопротивляемость болезням . Стабильное эмоциональное состояние и правильное мышление могут обеспечить Здоровье и ускорить восстановление после болезни . В то время как слабость жизненного духа Шэнь и постоянное эмоциональное напряжение могут вызвать рассеивание и застой Ци . Постоянное длительное эмоциональное нарушение выражает себя в психических болезнях .
Состояние жизненного духа Шэнь отражается в глазах . Если жизненный дух Шэнь здоров , глаза человека яркие и блестящие , когда жизненный дух Шэнь поврежден , глаза становятся поблекшими .
Состояние жизненного духа Шэнь также зависит от состояния Квинтэссенции Цзин почек и Ци , образующейся в селезенке и желудке . То есть состояние жизненного духа Шэнь зависит от врожденной и приобретенной квинтэссенции Цзин . Если квинтэссенция Цзин и Ци здоровы, жизненный дух Шэнь получает достаточное питание . Как сказано выше , кровеносные сосуды — это жилище жизненного духа Шэнь . Кровь тесно связана с Ци и образуется из приобретенной квинтэссенции Цзин , образующейся из пищи и напитков , следовательно , образование крови происходит одновременно с образованием Ци .
Жизненный дух Шэнь также контролирует состояние небесной души Хунь , которая хранится в крови , управляется печенью и контролирует мышление , а также земной души По , которая хранится в Ци , управляется легкими и контролирует рефлексы .
В китайской медицине квинтэссенция Цзин , Ци и жизненный дух Шэнь объединены термином « три сокровища » ( сань бао ) , считаются ключевыми факторами существования человека , причем квинтэссенция Цзин — это корень , Ци — движущая сила , а жизненный дух Шэнь — управитель жизни .
Техники Практики Регулирование Духа стоят в общем плане работы : Регулировать пять вещей , в разрезе саморазвития и здоровья , самовосстановления , саморегуляции и самосовершенствования .