Здоровье – внешние и внутренние компоненты

Человек издревле пытался искать пути к здоровой и счастливой жизни. Но во время поисков путей самосовершенствования и духовного развития люди продолжали верить в то, что все происходящее предопределено судьбой, Небесами. Несмотря на столь фата­листические взгляды, люди продолжали исследовать возможности противостоя­ния неизбежным болезням и смерти.

Значительная часть интеллектуальных усилий, особенно на востоке, была направлена на изучение и совершенствование самих себя в надежде разобраться в смысле жизни. Именно этот взгляд внутрь, стремление почувствовать себя изнутри, именно эти духовные искания и легли в основу китайской религии и медицинской науки. Особенно тщательно изучалась ци – энергия , текущая внутри человечес­кого тела. Осознав связь между ци внутри человеческого организма и ци природы, китайцы пришли к выводу, что именно эта энергия является тем средством, которое поможет человеку избежать ловушки болезней и смерти. Долгие годы самые разные слои китайского общества продолжали изучать и исследовать феномен ци.

Дольше всего занимались этими исследованиями ученые и врачи; в результате они подняли понимание ци до значительного уровня. Именно они в конце концов разработали методы сохранения здоровья и лечения болезней. Китайская медицина зародилась именно на основе исследований ци, проводимых врачами.

Появление индийского буддизма оказало глубокое влияние на культуру Китая. Безусловно, китайский цигун также подпал под влияние буддийских медитативных техник. Даосизм как религия возник в результате слияния традиционных даосских и буддийских верований. С того времени буддийская и даосская системы цигун считаются одним из величайших достижений китайской культуры.

Даосизм и буддизм не только подарили китайскому народу уравновешенное и духовное состояние разума, с помощью которого можно приподнять завесу над тайной человеческой жизни и судьбы, – они также породили надежду, что развитие цигун способно дать людям здоровье и счастье в земной жизни, а также вечную духовную жизнь после физической смерти.

Одно из основных различий между западной и восточной культурами заключается в особом акценте на духовной стороне жизни в противовес материальной. Характер­ным примером этого является отношение к сохранению здоровья: если на Западе основной упор делается на физическом здоровье организма, то в странах Востока прежде всего стараются обеспечить душевное и интеллектуальное здоровье личности.

Большинство жителей западных стран верят, что укрепление физического тела способствует улучшению здоровья. Особое ударение делается на выполнении упраж­нений и физической тренировке материального тела; но при этом игнорируется вопрос уравновешивания внутренней энергии тела, или ци, тесно связанного с эмоциональными состояниями и с умением воспитывать в себе духовное спокойс­твие. Даосы называют это цунвай цзянъгун (внешнее накопление силы) или юань синь чжи вайгун юньдун (буквально — «внешние упражнения далекого разума», т. е. внешние упражнения без концентрации разума или внимания).

Люди, которые интенсивно занимаются физической подготовкой и имеют доста­точно крепкое тело, совсем не обязательно здоровее или счастливее любого другого человека. Чтобы обладать действительно хорошим здоровьем, вы должны иметь здоровое тело, здоровый разум , а также равномерную и уравновешенную циркуля­цию ци. Согласно китайской медицине, многие болезни возникают по причине нарушенного равновесия разума. Например, беспокойство и нервозность могут вызвать заболевание желудка или нарушить работу селезенки (“Внутренние органы” китайской медицины (селезенка, почки и т.д.) – это не только физические органы, но и связанные с ними системы функций организма) . Испуг или страх способны угнетать нормальную работу почек и мочевого пузыря. Все это происходит потому, что ваша внутренняя энергия (циркуляция ци) тесно взаимосвязана с разу­мом. Чтобы быть действительно здоровым, вы должны обладать здоровым физичес­ким телом и одновременно спокойным, здравым разумом. Таким образом, настоящее здоровье состоит из внешних и внутренних компонентов. Человек, занимающийся бодибилдингом, делает акцент на накачивании больших мышц. Согласно теориям акупунктуры и цигун, при этом он будет наполнять свое тело энергией, стимулиро­вать свой разум и усиливать циркуляцию ци. При правильном режиме тренировок он естественным образом будет обретать физическое здоровье; но в случае излишне интенсивных занятий такой человек переполнит свое тело энергией, а также излишне возбудит разум и ци. Все это приведет к тому, что его физическое тело будет слишком Ян (положительным). Согласно китайской философии, излишек чего-либо является избыточным Ян, а слишком малое содержание  - избыточным Инь; ни та, ни другая крайность не являются желательными. Если ваше тело является слишком Ян или слишком Инь ( см. Инь Ян ) , то ваши внутренние органы подвергнутся риску более раннего ослаб­ления и разрушения, чем это могло бы быть. Следовательно, человек, выглядящий внешне сильным и здоровым, может вполне оказаться слабым внутри.

Кроме того, с возрастом перенапряженные мышечные волокна культуриста спо­собны потерять свою эластичность. Они будут дегенерировать быстрее, чем муску­латура обычного человека. Это приведет к застою ци в каналах, по которым она циркулирует. Такое явление хорошо знакомо пожилым людям, занимающимся внешними видами боевых искусств. В Китае оно называется саньгун, или «рассеива­ние энергии». Правильно подобранная интенсивность упражнений приведет к вы­работке ровно такого количества циу которого достаточно для стимуляции внутрен­них органов, чтобы они функционировали в нормальном, здоровом режиме.

Те, кто занимается цигун, считают, что для сохранения истинного здоровья необходимо выполнять не только внешние упражнения, но и цуннэй цэцзи (созидание внутренних основ), или сянсинь нжи нэйгун юнъдун (буквально —«центростремитель­ное внутреннее упражнение»), то есть внутренние упражнения с ментальной кон­центрацией. Одновременное укрепление себя изнутри и снаружи называется син мин шуан сю. Син можно перевести как «природа» и относится к характеристикам лич­ности, темпераменту, душевной конституции. Син проявляется внутренне. Слово мин обычно переводится как «жизнь» и относится к жизни и смерти физического тела. Шуан сю означает «двойное совершенствование». Общий смысл этого выражения — в том, что при желании достичь настоящего здоровья вы должны внутренне выраба­тывать собственный характер, а также укреплять свое тело изнутри и снаружи. Внутренняя часть этих занятий включает в себя медитацию и упражнения цигун.

Многие полагают, что цигун — явление сугубо китайское, индийское, вообще восточное. В действительности же выработка внутренней энергии достаточно хорошо известна и в западном мире (как правило, в религиозном контексте). Многим людям удавалось создать свой внутренний фундамент и внутреннюю же силу при помощи медитаций или молитв в церкви, храме или келье. При помощи послушания и молитвенного ритуала они могли улучшить свою концентрацию, уверенность в себе, волю – другими словами, заложить предпосылки внутренней силы. Подобные дис­циплины способствуют уравновешиванию внутренней энергии тела, улучшению здоровья и силы, а в некоторых случаях даже приводят к появлению сверхъестест­венных способностей. Например, Иисусу приписывают множество чудес; но ведь он сказал своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» . Во всех крупнейших западных религиях существуют секты или ответвления, использующие практики, сходные с восточными методиками цигун.

Однако во все времена существовали люди, которые не имели никаких опреде­ленных религиозных верований, но при этом умели медитировать самостоятельно; при этом они с помощью выработки дополнительной ци и улучшения ее циркуляции могли приобретать удивительные психические или исцеляющие способности. К сожалению, в прошлом таких людей часто казнили и убивали, считая их ведьмами, колдунами или еретиками; поэтому люди, обладающие этими способностями, сами склонялись к тому, чтобы рассматривать себя как чуть ли не преступников, и поэтому старались скрыть свои умения. Такой отрицательный подход, безусловно, не способ­ствовал исследованию и пониманию необычных свойств.

Многие китайцы и индусы добились совершенно удивительных личных способ­ностей при помощи медитации. К счастью, необычные умения расценивались как результат действия цигун, поэтому исследование и выработка необычных способ­ностей здесь даже поощрялись. Вот почему несмотря на все большее развитие цигун в странах Запада китайцы и индийцы продолжают лидировать в этой науке внутрен­него умственного и физического совершенствования.

Всеобщее распространение получила и акупунктура , которая принята на вооружение во многих медицинских учреждениях. Все больше людей знакомятся с концепцией ци. Практики, использующие ци (как пример тайцзи-цюань, цигун), привлекают к себе все большее внима­ние. Люди узнают, что изучение ци может принести весомые результаты.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Случайные записи