За несколько тысячелетий, прошедших с момента открытия Ци и ее влияния на Здоровье , все слои китайского общества так или иначе занимались Цигун . Существует четыре основные школы, или раздела, созданных различными классами. Ученые, врачи, ушуисты, монахи — все они имели свои собственные виды цигун ( Цигун ученых (для поддержания здоровья) Медицинский цигун Боевой цигун (для единоборств) Религиозный цигун ) . В свою очередь, боевой цигун подразделялся на внешний и внутренний стили ( Вайдань (Внешний Эликсир) Нэйдань (Внутренний Эликсир) ) , а религиозный состоял из буддийского, даосского и тибетского стилей ( Буддийский цигун Даосский цигун (для просветления) Тибетский цигун (для достижения состояния буддовости) Правила практики Цигун ) .
Буддисты и даосы говорят, что существует семь человеческих эмоций: радость, злость, горе, страх, любовь, ненависть и похоть; и шесть желаний, берущих свое начало из шести истоков: глаз, ушей, носа, языка, тела и разума ( «Окна» тела ) . Эти семь эмоций и шесть желаний и являются продуктами Эмоционального разума . Некоторые эмоции (например, любовь) могут возвысить. Некоторые приводят на злую и отвратительную сторону жизни — сторону человеческих катастроф.
Чтобы быть физически здоровым, необходимо культивировать как син (человеческую природу), так и мин (физическую сторону жизни). Китайская философия (особенно хорошо это видно на примере китайских ученых и буддийских — а также тибетских — религиозных кругов) в основном была направлена на изучение природы человека, его чувств и Духа . Из всех различных разделов цигун именно «ученая» и религиозная школы возникли на принципах культивирования человеческой природы и духа (и сосредоточились на их дальнейшем развитии).
В принципе, человеческая природа и дух были самыми основными истоками научной и религиозной философии в Китае. Физическая жизнь считалась не столь важной, как жизнь духовная. Именно по этой причине большинство вариантов неподвижной медитации (см.сноску*) (специализирующейся на совершенствовании духа ( Повышение энергетического уровня Шэнь Рождение «Бессмертного зародыша» ) ) были созданы и изучены учеными и буддийскими монахами.
(*
Дыхание через отдельные участки организма или через отдельные его органы
Методика сосредоточения
Методика энергетических упражнений
Методика развития внутренней энергии
Методические приемы внутренней формы упражнений
Контроль за телом и расслабление
Положение тела и мышечная деятельность
Расслабление в Кхиконге
Некоторые позы для занятий
Значение управления дыханием
Методика управления дыханием
Правда, эти две общественные группы стремились к различным целям: ученые верили, что заболевания в подавляющем большинстве вызываются эмоциональными и духовными расстройствами, и использовали медитацию для регуляции деятельности Разума и духа, а следовательно, для обретения хорошего здоровья. Буддийские монахи стремились к духовной независимости, а в конечном итоге — к Просветлению , или к состоянию Будды . Из этих двух групп именно буддийские (а также тибетские ( Санаткумара )) монахи смогли достичь наивысших уровней медитации, оставшихся недоступными практически для всех остальных китайских стилей. Но даже несмотря на то, что обе эти школы цигун делали особое ударение на духовной медитации, они все же применяли ограниченное количество упражнений цигун, тренирующих физическое тело, — таких, как система Изменения мышц и сухожилий, созданная Да Мо .
С другой стороны, китайские врачи полагали, что, несмотря на все значение духовной медитации, для здоровья и лечения гораздо более важно физическое совершенствование. Более того, учить невежественные низы общества неподвижной медитации, которая была сложна и в понимании, и в выполнении, было очень трудно. Вот почему упражнения цигун, созданные врачами, были нацелены в основном на физическое здоровье и излечение, для чего в основном использовались физические упражнения цигун. Для коррекции отклонений ци, вызванных болезнью, врачи в значительной степени полагались на методы акупунктуры ( акупрессуры ) и траволечения .
И все же, судя по имеющимся источникам, многие сторонники цигун различных разделов считают, что даосские стили цигун являются, вероятно, наиболее полными как теоретически, так и практически, поскольку они в равной степени делают упор на духовное и физическое совершенство. Кроме того, даосы исследовали влияние различных лекарственных растений ( Восточные фитопрепараты : секреты эффективности ) на движение ци и использовали эти растения для ускорения своего совершенствования. Они даже изучили вопрос, каким образом один цигунист может поделиться своей ци с партнерами, рассмотрели проблему взаимопомощи в целях ускорения совершенствования. Даосы подвергли глубокому анализу влияние диеты ( Очистка организма ) на движение ци внутри организма. В целом их исследования были обширными и имели значительную практическую ценность. Вот почему их методы подготовки широко распространились в китайском цигун.
Можно грубо классифицировать Цигун на пять основных разделов в соответствии с предназначением или конечной целью:
1) для поддержания здоровья;
2) для лечения;
3) для продления жизни;
4) для применения в единоборствах;
5) для просветления, или достижения буддовости.
При этом нужно понимать: даже если определять различия в целях для каждого раздела, четко классифицировать все виды цигун по их тренировочным задачам представляется невозможным. Это объясняется весьма просто — практически каждый стиль цигун служит более чем одной из вышеупомянутых целей. К примеру, боевой цигун, несмотря на свою направленность на увеличение эффективности боя, способен улучшить и здоровье. Даосский цигун прежде всего направлен на достижение Долголетия и просветления, но во имя этой цели понадобится хорошее здоровье и знание методов лечения ( О традиционной восточной медицине ) . Из-за подобной многозначности каждой школы гораздо проще определить их различия, а не цели практик. Знание основных принципов ( Чэнь Бо – рекомендации ) , лежащих в основе каждой школы, поможет лучше понять соответствующий вид цигун.