ПСИХОМЫШЕЧНАЯ ТРЕНИРОВКА

Предыдущее – О традиционной восточной медицине

Как человеку научится владеть собой в ответственный момент – дает ответ методика психорерулирующей тренировки разработанной врачами психиатрами *
В тот день меня пригласили к молодым дзюдоистам ДСО «Труд» для обучения их методу саморегуляции психического состояния. Я предполагал, что встречусь с юношами лет 17—19, а увидел перед собой мальчиков 12—14 лат. Рассказывать им о теоретических основах психической саморегуляции было бессмысленно. Теория наверняка показалась бы юным слушателям трудной, скучной. И отменять уроки было уже поздно. Тут после секундного замешательства и родился этот метод.
— Ребята,— сказал я,— все вы знаете, как важно психологически настроиться на борьбу — стать смелым, решительным, терпеливым, внимательным. Знаете, как важно, в частности, не допустить чрезмерного волнения перед выходом на ковер. Есть ли среди вас такие, кто умеет так регулировать свое самочувствие, как этого требует обстановка на соревновании?
В ответ — молчание.
— А хотите убедиться в том, что каждый из вас может с помощью одних только мыслей изменять свое состояние?
— Хотим! — дружно ответили ребята.
— Тогда давайте для начала проведем такой простой опыт: пусть каждый мысленно представит, что у него сейчас во рту сочный кислый кусок лимона…
Не прошло и нескольких секунд, как ребята заулыбались – у каждого, у кого меньше, а у кого больше, начала выделяться слюна.
— Убедились, что одной только мыслью можно влиять на свой организм?
— Убедились!
— А теперь займемся более важным делом. Необходимым уже для вашей спортивной практики. Ложитесь на татами. На спину. Ноги на ширине плеч. Руки, слегка согнутые в локтях, ладонями вниз. Закройте глаза… Расслабьте по мере возможности все мышцы… И слушайте задание. После моей команды: «Внимание, начали, вдох!» — сделайте глубокий вдох, одновременно сожмите пальцы в кулаки и напрягите все мышцы обеих рук. А после команды «Выдох!» спокойно, замедленно выдохните, одновременно расслабьте мышцы рук, разожмите кулаки и сразу же скажите про себя, мысленно: «Мои руки расслабляются…» Но не только скажите, но и мысленно представьте (как представляли лимон), что мышцы рук стали совершенно расслабленными, предельно мягкими, как кисель,.. Поняли задание?!
— Поняли!
Итак, начали…
Когда дело дошло до мысленного представления расслабленных рук, кое-кто засмеялся. Увы, в начале занятий, как показывает практика, смешки раздаются даже среди взрослых. Смех вызывает новизна процедуры, ее необычность, «странность» – ведь начинающие никогда прежде не пользовались возможностями своего мыслительного аппарата для сознательного регулирования своего психического состояния.
Тем не менее процесс расслабления мышц рук у юных дзюдоистов прошел неплохо, а затем после выдоха, расслабления и слов «мои руки расслабляются и теплеют» ребята мысленно представили, что по расслабленным мышцам разливается приятное тепло. В первое занятие только у трех из двадцати семи руки не потеплели. Большинство ребят были одновременно и удивлены и довольны — действительно с помощью мыслей можно расслабить и согреть руки!
На втором занятии, которое было через день, руки потеплели уже у всех. А после использования соответствующих представлений о расслаблении и потеплении мышц ног почти у всех потеплели ноги. Многие даже с удивлением ощупывали свои подошвы, констатируя, что они стали теплыми.
Затем ребята научились расслаблять и согревать мышцы туловища, шеи и лица. Практические занятия сопровождались микролекциями по 5—10 минут, во время которых рассказывалось о том, как вслед за переменами в физическом самочувствии можно изменять свое психическое состояние. На пятом занятии у многих возникло чувство глубокого успокоения, напоминающее сонливость. На седьмом уроке, который из-за неисправности отопления проходил в прохладном зале, все дзюдоисты за счет лишь мысленных представлений хорошо согрели себя, хотя неподвижно лежали на татами. Заметили изменения в учениках и тренеры: ребята во время тренировок стали менее «зажатыми», более раскованными — лучше расслаблялись. Прибор, регистрирующий кожно-гальваническую реакцию, показал, что во время занятия психомышечной тренировкой снижается уровень эмоционального возбуждения. Так что можно было делать предварительный вывод – метод психической саморегуляции «работает» и имеет право на жизнь. Полностью методика психомышечной тренировки оформилась в 1973 году. В летние месяцы она с успехом была использована при подготовке к первенству СССР и первенству мира сборной молодежной страны по классической борьбе . А осенью «доводилась» в ряде деталей во время занятий со взрослыми московскими гимнастами ДСО «Труд». Таким образом, можно сказать, что метод психической саморегуляции дает хороший результат не только при работе с юными спортсменами, но и со взрослыми, которые с большим удовольствием стали заниматься этой укороченной и значительно упрощенной методикой саморегуляции.
На сегодняшний день психомышечная тренировка – вполне эффективный метод саморегуляции психических функций.

*Автор А.Алексеев

Продолжение-Следующие страницы :
– Механизмы саморегуляции
– Тренировка психической саморегуляции
– Формулы психомышечной тренировки
– Саморегуляция психического состояния

– Упражнение на позитивную визуализацию
– Медитация «внутренняя улыбка»

– Комплекс упражнений на расслабление

Далее – Контроль за телом и расслабление

Добавить комментарий