Применение учения об Инь-Ян в практике цигун :
Дыхание
Выдох — ян, вдох — инь . В книге «Общие записи о совершенной помощи» сказано : «Выдыхаешь — ци выходит , ян открывается (пи) , вдыхаешь — ци входит , инь запирается (хэ)» . В клинической практике у больных , имеющих ян в избытке (кан) , огонь процветает (ван) ; во время упражнений , обращая внимание на выдох , такие больные ощущают в сердце и груди расслабленность , а в голове и сознании чистоту и ясность , поскольку избыточный ян рассеивается наружу . Если же у человека ян в пустоте (сюй) и ци в упадке (сян) и он занимается отработкой выдоха , то он может почувствовать в груди и животе пустоту , в глазах — искры , в сердце — смятение , но если он будет , наоборот , усиленно вдыхать ци , то придет расслабление и успокоение , поскольку восстановленный ян не сможет самостоятельно снова рассеиваться наружу . В этой связи в «Полной книге Блистающего Пика» указано : «Ян в недостатке — нельзя выдыхать , инь в недостатке нельзя вдыхать» .
Время
Древние подчеркивали важность времени . Необходимо было отводить для практики шесть янских часов : цзы (ребенок) , чоу , инь , лшо , чэнь , сы (т. е. период с полуночи до полудня) и пропускать занятия в шесть иньских часов : у (полдень) , взй: шэнь , ю , сюй , хай (т. е. с полудня до полуночи) . Считалось , что во время шести янских часов снаружи преобладает ци жизни , а во время шести иньских — ци смерти . Кроме того , предполагалось , что «час ребенка» (цзы) , с двадцати трех до одного часа , как только рождается ян — самое эффективное время для тренировок , поэтому серьезные практикующие в древности никогда не пропускали благоприятную возможность овладеть методом .
Метод работы с большим и малым циклами Неба (чжоутянь) фактически служит для осуществления изменений на основе убывания и возрастания инь и ян . Так, каналы действия и управления (жзньмай и думай) представляют собой море иньских каналов и сеть янских каналов . Поэтому пропускание ци через каналы действия и управления — по существу , вопрос соотношения инь и ян . В период огненного времени (хохоу) военный огонь , а гражданский огонь (взнь хо) считается инь-выдыханием (иньсяо) — такова зависимость между возрастанием и убыванием инь и ян .
Кроме того , как только рождается ян , требуется начинать вводить огонь (цзинь хо) , а как только рождается инь , необходимо начинать изгонять огонь (туйхо) .
В линиях гексаграмм это выражается в виде
сплошной или разорванной черты : — и – - .
Сезон
В году четыре сезона : весной тепло , летом жарко , осенью прохладно , зимой холодно. Когда занимаешься цигун , надо учитывать это различие . В «Простых вопросах» в изложении «Теории регулировки духа-шэнь четырьмя ци» подчеркивается , что необходимо «весной и летом взращивать ян , а осенью и зимой укреплять инь» . В последующие времена на основе этого принципа были выдвинуты конкретные требования , которые сформулировал Цю Чанчунь в эпоху династии Юань (Монгольской) в специальном произведении «О поддержании жизни замедлением дыхания» .
Состояние больного
Врачи считают , что для лечения болезни необходимо найти ее корень , а корнем (бэнь) служит инь или ян . Чжан Цзинъюэ в «Трактате о сходном» утверждает : «Болезни человека , непременно имеют свой корень , или корень в инь , или корень в ян ; и хотя проявлений болезни много , корень ее один» . Планируя занятия при янском симптоме (янчжэн) обычно необходимо больше раскрываться и двигаться , а при иньском симптоме — собираться и расслабляться . При смешении симптомов инь к ян необходимо особенно внимательно следить за их соотношением .
Применение учения об Инь-Ян в практике цигун ; – Общий раздел : Инь Ян
( Разновидности Ци энергии её компоненты и их взаимосвязи, приемы работы представлены на странице Энергия Ци )