Основное содержание учения об Инь и Ян

Основное содержание учения об Инь и Ян в китайской медицине находит следующее основное применение :

Взаимное противопоставление Инь и Ян

Учение об инь-ян исходит из того , что во всех явлениях и предметах существуют две противоположные стороны : инь и ян . Они все время вытесняют друг друга , борются друг с другом , вызывая изменения и развитие в проявленном мире . Так , в «Простых вопросах» в главе «О малярии» сказано : «Инь и Ян , верх и низ превозмогают друг друга , пустое и полное непрерывно взаимодействуют , инь и ян смещаются относительно друг друга» .

Кроме того , инь и ян взаимно обуславливают друг друга : если на одной стороне существует избыток , то это вызывает на другой стороне недостаток , и наоборот недостаток с одной стороны может привести к избытку с другой . Так , в «Простых вопросах» в «Великой теории соответствия явлений инь-ян» установлена следующая зависимость : «Инь побеждает— ян заболевает , ян побеждает — инь заболевает» .

Инь и ян зависят друг от друга

Инь и ян — две противоположности , но в то же время они находят друг в друге опору : ни одна не может покинуть другую и существовать самостоятельно . Поэтому ян зависит от инь , равно как и инь зависит от ян , каждая сторона — условие существования другой стороны . Такое взаимозависимое соотношение обычно называют взаимными корнями (тугэнь) . В той же главе «Су вэнь» на эту тему сказано так : «Инь внутри защищен внешним ян , ян снаружи наполнен внутренним инь» .

Инь и ян способствуют убыванию и возрастанию друг друга

Противоположные и взаимозависимые стороны инь и ян не находятся в статическом , неизменном состоянии , а непрерывно перемещаются и изменяются , убывают и возрастают подобно тому , как при чередовании четырех сезонов происходят смены холода и жары . Или ян убывает , инь возрастает , или инь убывает , ян возрастает . Если в процессе этих перемен будет превышен определенный предел и станет невозможно поддерживать заданное равновесие , то может возникнуть перенаполнение или опустошение одной из сторон .

Инь и ян преобразуются друг в друга

Взаимно противоположные инь и ян , достигая в своем развитии определенного предела , претерпевают превращения в обратном направлении : инь может преобразоваться в ян , а ян — в инь . В той же главе трактата «Простые вопросы» об этом говорится так : «Вторичный инь — непременно ян , вторичный ян — непременно инь . Полюс холода рождает жару , полюс жары рождает холод» .

В период Чуньцю (8-5 вв. до н. э.) теория Инь и Ян дополняется понятием Ци – энергии , жизненной силы ( например , ци неба и земли и есть Инь и Ян ) , а в период Чжаньго ( 5-3 вв. до н. э. ) – концепцией пяти первоэлементов ( У-син ) , как бы материала для действий Инь и Ян
и цикличность взаимодействий порождённых ими Пяти Элементов Металла , Дерева , Воды , Огня и Почвы (Земли) .

Основное содержание учения об Инь и Ян ; – Общий раздел : Инь Ян

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.

Случайные записи