Община Будды

В начало БУДДА
Предыдущее Четыре благородные истины о страдании

Большую помощь монаху, ставшему на Путь, может оказать жизнь в общи­не, Сам Будда полагал, что, если чело­век в состоянии в своей мирской деятель­ности руководствоваться заветами Учения и быть полезным людям, ему следует остаться в миру. Однако живущий в об­щине освобождается от многих условно­стей и забот жизни мирской, получает возможность сосредоточить все силы на ученичестве, находится под постоянным руководством Учителя. Поэтому Будда и основал общину.

Община Будды не была монастырем, а вступление в нее не было посвяще­нием, ибо, как считал Будда, лишь осо­знание Учения делает из вновь пришедшего ученика и общинника. Приходящий не давал никаких обетов, но выражал готовность следовать Учению: «Прибегаю к Будде, прибегаю к Учению, прибегаю к общине как к избавителям от моих страхов: первый — Учением, второе — непреложной истиной и третья — приме­ром Учения, преподанного Буддой».

Все члены общины были равны. Выбор старшего определялся не возрастом: «Тот, в ком говорит справедливость, кто умеет владеть собой, кто мудр, тот есть старший». Будда не принуждал никого к общению, но о стремившихся уединиться говорил так: «Жизнь в одиночестве по­лезна для того, кто следует ей, но бла­гу людей способствует мало».

Уединение, по мнению Будды, могло быть лишь одной из страниц в много­трудной книге ученичества: «Бессмертия можно достичь, лишь постоянно делая добро, а совершенство приобретается через сострадание и милосердие».

«Подобно матери, способной пожертвовать своей жизнью ради спасения дитя своего, и вы относитесь с такой же лю­бовью ко всему живому».

«Тот ученик, который хотя бы на «миг возмечтает о любви, освободительнице ума, размышляет не напрасно и следует  Учению, но намного выше тот, кто зани­мается усовершенствованием самой мысли о любви!»

«Что бы люди ни говорили о вас, будь то справедливо или несправедливо учтиво или неучтиво, умно или глупо, с добротою или со злобою, будьте выше этого . Ваш ум, ученики мои, должен оставаться чистым, незапятнанным. И злое слово не должно исходить из ваших уст . Добрыми и сострадательными должны вы быть, сердцем любящим и не таить в себе ненависти. Окружите каждого че­ловека неиссякаемым потоком любве­обильной мысли и наполните весь мир добротой, мыслями широкими и растущими, как мир, свободными от ненависти и зло­бы. Так, ученики, должны вы воспитать себя».

Ученик, живущий в общине, должен был воспитать в себе отказ от собствен­ности: «Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Можно иметь вещи и не быть собственником». Отказать­ся от чего-либо — это значит изжить в мыслях пристрастие, ибо чувство собствен­ности — одно из заблуждений, способ­ствующих отъединению личности от мироздания.

Ученик обязан был быть нравствен­ным. Обуздание беспорядочных чувств и мыслей, развитие воли понималось не как самоистязание, а как самоочищение через осознание, как самовозвышение через понимание превосходства краси­вого над безобразным, тонкого над гру­бым, духовного над физическим.

«Аскет не тот, кто живет в лесу. Не достоин желтого одеяния тот, кто носит его, будучи нечист и неискренен…»

«Тот, кто не постоянен в мыслях, кто не укрепился в вере, тот не осознает всю полноту мудрости».

«Как дождь попадает в дом через прохудившуюся крышу, так и вожделение проникает в плохо обузданный ум».

«Чувство, из-за которого вы унизили себя, скоро забудется… Но то, что оста­нется постоянным живым укором, так это поступок, содеянный ради удовольствия».

«Главное есть мысль, она превыше все­го. Все совершается мыслью, если поступ­ками человека руководит зло, страдание будет следовать за ним, как повозка сле­дует за впряженным в нее волом».

«…Нет хуже зла, нанесенного самому себе ложно направленным умом».

Когда ученик в совершенстве овладевал своими чувствами и мыслями, Учитель, постепенно приоткрывая завесу, по­свящал его в глубины Учения. Так, уче­ник узнавал, что истинного сострадания и истинной мудрости Архата нельзя достичь без мужества, без избавления от страхов.

«Мы изгоняем страх. Мы пустим по ветру все разноцветные перья страха: синие перья ужаса, зеленые — трусли­вой дрожи, желтые — тайного уползания, красные — исступленного стука, бе­лые — умолчания, черные — падения в бездну… Именно без страха, и только сами. Ни чудеса, ни цитаты, ни манифестации, но утверждение, подкрепленное личным примером. Ошибку дерзнувшего легче исправить, нежели согбенность трусливого послушания… Именно как сосуд запечатанный, как гора неразграбленная, как лук, стрелою напряженный, так стой­те! И что напиток в сосуде пламенен, и что гора неистощима, и что стрела смертельна, так действуйте! Ибо кто осмелится утверждать, что трудности не есть скорейшее достижение! Молочные реки прокиснут, и кисельные берега для сидения неудобны, в кольчуге личной ответст­венности, спешите!.. Удача сопутствовала тому, кто проявлял мужество. Мелкие страхи порождают рабскую боязливость…»

Глубоко понимая законы психического и духовного состояния человека, Будда говорил так: «Чтобы струны издавали гар­монические звуки, не следует их слишком натягивать или ослаблять. Так и человек: если усилия его чрезмерны, все кончает­ся бесплодной тратой сил; если усилия недостаточны, они обращаются в свою противоположность».

«Не нужно быть ни меньше, ни боль­ше».

«Кто соблюдает меру в милосердии и находчивость в средствах, тот соединит мудрость с состраданием».

«Дисциплинированный человек свобо­ден, а будучи свободным, он радостен, покоен и счастлив».

Следуя Учению Будды, мы называем дисциплинированным того, кто отказался от привязанности к собственности и чувст­венности, кто подчинил своей воле ум, кто осознал иллюзорность всех страхов и не­обходимость меры в решениях и поступ­ках.

До нас дошла притча: как-то Будда сравнил ученика, достигшего благодаря Учению Нирваны, с человеком, перебрав­шимся на противоположный берег реки на деревянном плоту. Как должен поступить человек с этим плотом: взвалить его на плечи и продолжать свой путь или оста­вить его на берегу и идти налегке? Ко­нечно же, он поступит правильно, оставив плот: «Точно так же, ученики мои, пред­лагаю и я вам свое Учение, то есть как средство к освобождению и достижению… Учение должно быть оставлено вами, как только вы переберетесь на берег Нир­ваны».

Так Будда утверждал относительность своего Учения и Беспредельность Истины.

Далее Философские аспекты учения Будды

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Община Будды

  1. Lee говорит:

    Now we know who the sneisble one is here. Great post!

Добавить комментарий

Случайные записи