О традиционной восточной медицине

Как известно, не существует единого рецепта от всех болезней. Но так ли это на самом деле? На Востоке считают, что можно быть здоровым всю жизнь, но для этого нужно обладать определенными знаниями.
Попробуем и мы с вами проникнуть в смысл древнейшего учения о здоровье, и тогда смысл философской системы, открытой на Востоке еще задолго до возникновения христианства, станет для нас понятен (Философские аспекты учения Будды) . Пусть эти знания, ставшие сегодня, между прочим, образом жизни для 1/4 части человечества, не покажутся нам ни слишком умудренными, ни слишком примитивными. Просто отыщем в них красивую гармонию, храня которую в себе, каждый из нас сможет прожить долго, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО наслаждаясь жизнью.
Традиционная китайская медицина (ТКМ) отличается от западных методов исцеления. Многие из терминов, составляющие ее теоретическую базу ( Инь Ян , жизненная энергия Ци и многие другие понятия ) , в качестве теоретических моделей остаются и сегодня эффективными так же, как это было всегда.
Начнем с короткого экскурса в историю. Этикет Древнего Китая и свод суровых правил, отводящий каждому свою «ячейку» в обществе, построенном по принципу жесткой социальной иерархии, не позволял врачу для установления диагноза прикасаться к пациентам (в особенности, если пациенты были высокопоставленными особами). Так как современные устройства и методы исследований не были известны тем лекарям, нужно было постигать функции жизнедеятельности человеческого организма другим образом.


В таких условиях восточные врачи-философы создали мысленное здание, которое могло наглядно представить взаимодействие сил в природе и в человеческом организме, открыли целый ряд закономерностей, которые позже легли в основу «И Цзин» – великой «Книги Перемен», самого первого письменного памятника китайской цивилизации. В ней говорится о переменах как об основе и о центральном явлении всего бытия, о переменах, подчиняющихся законам и потому предсказуемых. Но, чтобы изучать природу Перемен, необходимо, как минимум, знать, что такое перемены.
Казалось бы, все понятно: природа, повинуясь одному лишь ей известному порядку, чередует день и ночь, зиму и лето, солнце и луну, приливы и отливы, жару и холод и т.д. Этот своеобразный ритм, подобный потоку без начала и конца, может служить нам отличным ориентиром происходящих в пространстве изменений энергии в разные отрезки времени.
«При чем здесь медицина?» – спросите вы. Так вот, еще задолго до конфуцианства и даосизма люди, создавшие «И Цзин», наблюдая за происходящим вокруг, поняли простую истину: только Человек может сознательно, повинуясь разуму, изменять состояние энергии своего организма, приводить его в соответствие с природным энергетическим ритмом. Это значит, что здоровье человека – результат гармоничного сосуществования с окружающей средой, результат гармонии наполняющей организм внутренней энергии с энергией пространства. Цикличность, предсказуемость движения энергии в рамках Пространства, Космоса есть точная копия движения энергии внутри организма. Ведь если перемены предсказуемы и подчиняются определенным законам, можно разумно приспособиться и подготовиться к ним. Такой подход обеспечивает уверенность в завтрашнем дне, не правда ли?
Такую точку зрения имели люди, создавшие в последствии философское учение – даосизм (Даосский цигун(для просветления)) , ставшее теоретическим фундаментом ТКМ . Даосизм – это учение о Дао, но что же такое Дао? Дао – это то, из чего все со-стоит: Вселенная, Природа, живой, материальный и нематериальный мир. В книге «Дао Де Дзин» (Лао – цзи) говорится: «Дао осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно ни делало». В трактате «Чжуан-Цзы» есть интересный диалог Вопрос: «Где находится то, что называют Дао?». Ответ: «Нет такого места, где бы его не было».
Даосизм, вобрав в себя лучшее из лучших фундаментальных философских концепций, имеющихся в Древнем Китае, возник, придя на смену конфуцианской теории. Конфуцианство зародилось в Китайской империи во время правления династии Хань (5 век до н.э.), когда страной управляли очень жесткие общественные структуры. «Четверокнижие» – непререкаемый конфуцианский закон – стал основой всей системы образования и экзаменов на присвоение чина. В принципе, конфуцианство было задумано как гуманистическая система, направленная на развитие в человеке лучших черт личности и долженствующая обеспечить гуманность и ответственность правительства перед гражданами. К сожалению, подобно христианству на Западе, став политической силой, конфуцианство превратилось в догму, преобразовавшись для общества в своего рода «усмирительную рубашку».
Даосизм же – свободное философское учение легендарного Лао – цзи ( 3-4 век до н.э.) – нес людям идеи о целесообразности возврата к природе. Так, «Дао Дэ Цзин» рекомендует просто уподобиться воде. Следует просто двигаться вместе с естественным потоком существования, и Вы проживете то, что на Западе называют «хорошей жизнью». В результате такой жизни Вы достигнете цели, которые ставят перед собой даосы – долголетия и бессмертия. Несложно себе представить, как были восприняты идеи даосов в «закостенелом» китайском обществе, уставшем от жестких и суровых правил, установленных Конфуцием.
Итак, Вселенная – это взаимодействие энергий, а ТКМ есть медицина энергетическая, это следует из теории перемен. Все процессы, что происходят в человеке и вокруг него, рассматриваются в традиционной восточной медицине как процессы энергетические. «Дао Дэ Дзин», например, говорит: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены Ци и образуют гармонию».
Вообще же термин «Ци», почти всегда переводимый на Западе как «энергия», думается, не совсем то, что под ним подразумевали даосы. Но мы сочтем достаточным и этого значения Ци. Энергия, то есть Ци – это то, что движется и что движет. Такой энергией может быть тепло, электричество, свет, магнетизм, но это не только энергия, циркулирующая в теле человека, а энергия вообще. Можно сказать, что все во Вселенной, органической и неорганической, состоит из Ци и определяется ею. Пример. Пища и воздух, попадая внутрь нашего тела, посредством биохимических реакций превращаются в Ци, которая чаще всего находится в виде тепла и биоэлектромагнитной энергии.
Мы уже рассматривали, что есть здоровье с точки зрения ТКМ (учение о гармонии ), но сейчас мы обозначим этот термин иначе, применяя наши знания о Ци. Человеку хорошо и он здоров тогда, когда у него в организме в целом и в отдельных его частях (системах, органах, тканях и т.п.)  Ци столько, сколько ее должно быть в определенный момент времени. Тогда человек находится в состоянии гармонии, как внутри себя, так и со всем, что его окружает. Тогда он здоров.
Китайцы постулировали 3 вида Ци: Небесную (самую главную) – она состоит из сил, с помощью которых небесные тела воздействуют на Землю; Земную Ци, которая подчиняется Небесной (Ци магнитного поля Земли и подземного тепла). Наконец, в рамках Земной Ци существует поле Ци каждого отдельного человека, животного, растения. Это поле всегда стремится к равновесию. Каждый человек владеет двумя формами «Ци»: наследственной Ци и приобретенной. Первую мы получаем от наших родителей и накапливаем в почках – шень. Мы сами не можем пополнить запас исходной Ци, он строго ограничен. Ее не может быть ни много, ни мало, количество ее – у каждого свое. Приобретенную Ци мы постоянно пополняем в себе в виде воздуха (дыхание) или в виде съеденной пищи. Все виды человеческой Ци образуют истинную «Ци», которая течет в организме по особым сосудам – каналам меридианам, коллатералям. Если эти сосуды закупориваются (от избытка или, наоборот, недостатка Ци), человек заболевает. Прием лекарств, иглоукалывание, массаж являются внешними способами воздействия на меридианы.
Ци течёт – движется по организму в совершенно определенном направлении, и нарушение этой циркуляции вызывает ту или иную болезнь с той или иной локализацией. В норме направление движения Ци в теле совпадает с направлением движения Ци в природе: весной, утром — вверх, слева направо, из глубины — к поверхности, осенью, вечером – вниз, с поверхности тела в глубину.
Энергия Ци существует в виде двух форм, которые носят названия Инь (отрицательная) и Ян (положительная), хотя нам с вами обязательно следует понимать, что понятия «+» или «-» в данном случае есть явления относительные и имеют смысл только при взаимодействии друг с другом. Все возможные пары проти-воположностей могут быть упорядочены под этими двумя понятиями.
Теория Инь-Ян является философской концепцией, которая зародилась во времена династии ИНЬ и Чжоу (6 век до н.э.). «Инь и Ян отражают все формы и признаки, имеющиеся во Вселенной» (книга «И Цзин»),
В трактате «Су Вэнь» сказано: «Вода и огонь являются символами Инь и Ян». Это означает, что вода и огонь отражают два противоположных качества. Так, все основные свойства огня, такие как жар, движение вверх и наружу, яркость, возбудимость и сила – относятся к Ян; а все основные свойства воды — холод, медлительность, тусклость, движение вниз и вовнутрь – относятся к Инь.
Аналогично и все функции и проявления жизнедеятельности организма, считает ТКМ, могут быть разделены по признаку Инь-Ян.
Между тем, одна сторона явления не может существовать без другой, поэтому Инь-Ян нераздельно соединены между собой и только совместно образуют целое ( символ Инь- Ян). Для примера : Как могло что-либо стоять справа, если бы ничего не было слева? Как могло бы небо быть над вами, если бы земля не была бы под вами?
Следовательно, здоровье в духе данной теории – Вы будете здоровы, если ваши Инь и Ян на различных уровнях взаимодействуют, находясь в равновесии (гармонии) между собой. Если же это равновесие нарушено по какой-либо причине, то значит, вы заболеваете.
ТКМ различает три группы вредных влияний: а) внешние силы (ветер, холод, жара, сырость, сухость, летний зной); б) внутренние силы (гнев, радость, забота, задумчивость, печаль, страх, тревога, шок) ; в) прочие (чрезмерная работа, плохое питание, травмы и несчастные случаи, возбудители болезней и т.п.)
Ци в теле движется по системе меридианов и коллатералей, связывающих внешнюю поверхность тела с внутренней средой, верхнюю часть с нижней и соединяющих различные органы. Эти меридианы иногда совпадают с кровеносными сосудами и нервами, но не относятся ни к кровеносной, ни к нервной системам. Они пересекают все тело, объединяя различные его части, где все в результате получается взаимосвязанным друг с другом.
Существует двенадцать основных меридианов , соответствующих 12 внутренним органам, 6 из которых относятся к Инь-органам, а 6 – к Ян органам. Инь-органы – плотные органы накопления и распределения энергии (легкие, поджелудочная железа, селезенка, сердце, печень, почки). Ян-органы – полые органы, выполняющие функции выведения (выделения): желудок, тонкий и толстый кишечник, желчный и мочевой пузырь .
Сейчас взглянем на теорию Пяти первоэлементов (У-СИН) . Все эти элементы, расположенные в строгой последовательности при взаимовлиянии друг на друга, обозначают определенное состояние энергии в природе, организме. Изменение этого состояния при переходе одного элемента в другой происходит в течение года, дня, жизни. И изменения эти происходят со всеми явлениями во Вселенной!
Чтобы правильней понять см. ниже таблицу пяти Элементов.
Дерево – это символ рождения, роста, это также восток, весна, утро и одновременно – печень, желчный пузырь. Цвет – зеленый. Это начало движения, рост активности, природа принаряжается в зеленый цвет. Полнота энергии в печени, желчном пузыре. Тогда человек часто бывает в гневе, он кричит, это вспыльчивый, раздражительный человек.
Огонь (господствует Ян) – символ максимальной жизненной активности, далее по аналогии – юг, лето, полдень, а также – сердце, тонкий кишечник. Цвет – красный. Здесь все понятно, огонь – красный, полнота энергии в сердце, человек весел. Он болтает без умолку, избыток Крови придает лицу красноватый оттенок.
Металл – символ начинающегося упадка, запад, вечер, органы – легкие, толстый кишечник. Цвет – белый. Пора года – осень, закат солнца на западе, волосы седеют (закат жизни). Особой радости в этом нет, тоскует человек, плачет.
Земля – центр и ось циклических изменений всего мироздания, центр, конец лета, органы – селезенка, желудок. Цвет – желтый. Это – центральный элемент. К данному типу близки люди, имеющие избыток подкожной жировой клетчатки, неравнодушные к сладкому, часто беспокойные и мнительные. Недаром также те, у кого есть проблемы с желудком, имеют землистый цвет лица.
Вода (господствует Инь) – символ минимальной активности, север, полночь, органы – почки, мочевой пузырь. Цвет – черный. Ночь, старость, появляются предвестники смерти, истощается энергия почек, и вообще – вся энергия. Недаром старики и летом ходят в пальто.
Теперь взаимоотношение элементов друг с другом, и станет ясно, как использовать вкусы, цвета, органы и прочее для сохранения гармонии и восстановления ее, если она утрачена. Каждый Элемент может питать, поддерживать другой, но может и подавлять. Так, Дерево поддерживает Огонь, Огонь – Землю, Земля – Металл, Металл – Воду, Вода – Дерево.
Кольцо подавления одного Элемента другим: Дерево будет подавлять Землю, Огонь подавляет Металл, Земля угнетает Воду, Металл властвует над Деревом, Вода над Огнем.
Как можно применить систему пяти Элементов . Возьмем, к примеру, заболевания печени и желчного пузыря (элемент – Дерево). Обострение этих заболеваний происходит чаще весной, когда дует сильный ветер. Больные эти очень эмоциональны, крикливы, даже гневливы. У них часто бывают боли в мышцах, судороги, отмечаются избыточные движения, тремор, частое моргание. Кожа имеет зеленоватый оттенок, ощущается кислый привкус.
Можно идти от обратного: если вы постоянно чем-либо недовольны, любой пустяк вызывает вспышку гнева, при этом слишком подвижны, делаете много лишних движений, то даже если сейчас не беспокоит желчный пузырь или печень, то рекомендуем заняться профилактикой заболеваний именно этих органов.
Таблицу пяти Элементов можно использовать во всех видах лечения по методам ТКМ: в фитотерапии; в акупрессуре и лечении прижиганиями; упражнения медицинской гимнастике Цигун; учении о питании и правильном образе жизни.

Более 2000 лет назад Лао-цзы сказал: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
«Зачем нам куда-то идти?» . А для того, чтобы, следуя полученным знаниям, научиться предупреждать и побеждать недуги, бессилие, старость, попытаться уже Сегодня обеспечить себе счастливую и полноценную жизнь в т.ч. и в Будущем.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Случайные записи