Наращивание Ци энергии Техника естественной культивации Ци

В Древнем Китае для повышения восприятия потока Ци последователи учения Буддизма и Даосы применяли дыхательные техники . Таким образом, в китайском языке слово «ци» стало одновременно обозначать «воздух» и «жизненную энергию».
Как правило, ощущение в теле потока ци является результатом техники глубокого дыхания .
На первых этапах тренировки ци воспринимается как вдыхаемый воздух. Постепенно к этому ощущению добавляется чувство энергетического потока. Новичкам, стремящимся преуспеть в этом направлении, нужно предпринять следующие шаги.

Практика управления дыханием
Контроль над дыханием

1. Подготовка
Вспомните об основных принципах в практике Китайских Внутренних стилей (Синъицюань, Багуа-Чжан, Тайцзи-Цюань, Люхэбафа и др. – далее для упрощения по тексту будет следовать термин “тай-цзи”) , таких, как подъем макушки, когда шея расслаблена, а голова строго вертикальна, кончик языка упирается в верхнее нёбо, зубы и губы сомкнуты, а все тело расслаблено .
Упражнение можно делать как сидя, так и стоя, желательно в стойке тай-цзи.


2. От носа к дань-тянь
Полностью расслабив все тело, сосредоточьте внимание на животе. Вдыхая через нос, управляйте дыханием, стараясь дышать глубоко, плавно и долго. Медленно направляйте вдыхаемый воздух в нижнюю область живота. При этом его передняя стенка расширяется, наполняясь воздухом. Ненадолго задержите дыхание, пока не почувствуете необходимость выдоха, а затем медленно сокращайте мышцы живота, так чтобы воздух направился вверх и вышел через ноздри.

По завершении выдоха многократно повторите упражнение. Во время каждого вдоха представляйте, как воздушный поток продвигается в область Даньтянь , а затем понимается на выдохе. Не предпринимайте усилий, доставляющих беспокойство и создающих напряженность. Всегда будьте умеренны.

Анатомически этот процесс представляет собой вдыхание большого количества воздуха в легкие, что вызывает давление на диафрагму. На вдохе она опускается и поднимается на выдохе.
По заявлению большинства китайских врачей такое упражнение регулирует кровообращение и усиливает приток крови к внутренним органам, таким, как печень, почки и селезенка. Кроме того, нормализуются сердечные функции, так как движение диафрагмы стимулирует жизненно важный нервный центр у основания позвоночного столба.

Техника глубокого дыхания также повышает слюноотделение и успокаивает нервы. Тем не менее, несмотря на очевидный оздоровительный эффект, главной целью упражнения являются достижение ощущения ритма тела и гармонизация ума.

3. Вращение шара тай-цзи
Техника «вращения шара тай-цзи» служит для усиления контроля над дыханием с
последующим обострением восприятия потока ци . На вдохе мы представляем нижнюю область живота в виде шара.
По достижении успеха в практике «от носа к дань-тянь» дальнейший контроль достигается за счет плавного сокращения мышц в области феи-инь (область, образованная мышцей М.Pectinius спереди и мышцей М. Gracilius сзади) .
Во время вдоха создайте давление, достаточное для преобразования области дань-тянь в шар, который начнет автоматически вращаться назад и вверх. Новички начинают чувствовать вращение шара спустя несколько недель упорных тренировок. Продвинутые ученики чувствуют количество оборотов, предшествующих каждому выдоху, и, по мере того как на вдохе начинают работать мышцы области фей-инь, начинают ощущать вихревое движение потока ци.

Это упражнение следует выполнять осторожно и, желательно, после консультации с опытным инструктором. Есть сведения о том, что в результате неверных действий у чувствительных учеников возникали проблемы со здоровьем, в частности, расстройство желудка, геморрой и тому подобное.

4. От дань-тянь через позвоночный столб
Освоив предыдущие упражнения, можно научиться чувствовать ци в позвоночнике , начиная с его основания и до точки, расположенной между лопаток. На выдохе ци проходит через плечи в руки и далее к центру ладоней, также как от дань-тянь, через позвоночник и далее через ноздри. Поток следует направлять в указанных направлениях одновременно.
Если новичку не удается почувствовать ци в позвоночнике, ему следует слегка подать плечи вперед и скрестить руки перед грудью. Это даст толчок к пробуждению потока. Со временем необходимость в этом отпадет.


5. Из позвоночники к затылочной точке
Помимо обозначенных выше техник поток ци может быть направлен в затылочную точку. Иными словами, на вдохе ци направляется в дань-тянь, а затем вихревой поток устремляется в затылочную точку по позвоночному столбу . На выдохе ци совершает обратный путь и выходит через ноздри , либо направляется в точку между лопатками, а затем, разделяясь на два потока, стекает по рукам к ладоням .

6. Выдох через ступни
На выдохе поток ци можно направлять в ступни ног, сосредоточивая внимание на центральных точках, расположенных на подошвах ног («юнь-цюань» или «бурлящий родник») .
Эта методика улучшает циркуляцию ци и, что более важно, развивает способность к «укоренению» . Последним термином обозначается продвинутая техника боевого аспекта Китайских Внутренних стилей, с помощью которой можно определить уровень подготовки ученика во время тренировки.

7. Циркуляция ци по всему телу
Если вы добросовестно выполните все приведенные ниже указания, то научитесь ощущать циркуляцию ци по всему телу.
Тщательно соблюдая все базовые принципы Китайских Внутренних стилей, вы также должны иметь в виду следующее:
1) описанные выше пути распространения потока ци являются лишь воображаемыми направлениями, обозначение которых служит одной цели — развитию обостренного восприятия потока;
2) дышать следует так, как указано в начале каждого упражнения;
3) поток воздуха и воображаемый путь энергетического потока должны полностью
совпадать (то есть вы не должны представлять выдох на вдохе и наоборот).

Придерживаясь этих трех указаний и освоив предыдущие шесть упражнений, вы обретете полный контроль над дыханием, что позволит в полной мере ощутить циркуляцию ци во всем теле.
В практике Китайских Внутренних стилей этот процесс известен как «наращивание (культивация) Ци энергии» .
На физическом уровне вдох помогает провести ци в дань-тянь, где потоку придается вихревое движение, а затем поднять его вверх по позвоночнику до затылочной точки.
Выдох помогает направлять ци вниз по спине и рукам в центр ладоней и по позвоночнику через ноги к центру ступней.

Повторяйте упражнение столько раз, сколько сочтете нужным. Если вы продолжаете испытывать трудности и периодически утрачиваете ощущение потока, слегка «встряхнитесь», смещая центр тяжести из стороны в сторону.
Эта процедура поможет полнее ощутить циркуляцию ци во взаимодействии с дыхательным процессом.
Добившись успеха, вы сможете управлять потоком спонтанно. Со временем вы подготовите себя к практике усиленного дыхания и научитесь вырабатывать внутреннюю силу — Цзин .

Освоив предыдущие семь практик, можно переходить к технике «естественной культивации Ци», известной как «ян-ци» и описанной Чен Мэн-цзинем как «ву-вонг ву-чу», что означает «не забывай о своей ци или помоги ее росту» .
Явная парадоксальность слов мастера Чень приводит в недоумение новичков, пытающихся развить в себе чувство потока ци. В этой связи будет полезным привести следующую аналогию. Выращивая дерево, вы не тратите слишком много усилий для того, чтобы ускорить его рост; в то же время вы не забываете о его существовании. Правильный и постоянный уход за деревом является залогом успешного роста. Говоря о ежедневном «наращивании» ци, мастер Чен имел в виду постепенное и едва заметное усиление энергетики. Он заявил следующее: «Для того чтобы поднять ее на уровень небоскреба, потребуется немало лет».

Тот, кто стремится преуспеть в искусстве Китайских Внутренних стилей, должен сосредоточиться на умственном развитии и внутренней работе. Если человек правильно тренировался и все же не достиг желаемого результата, то, скорее всего, причина неудачи кроется в неспособности к концентрации. Именно это качество помогает повысить восприимчивость к потоку ци.
Бывает и так, что человек строго придерживается базовых принципов, но не обращает внимания на их практическое применение. Со временем тай-цзи становится привычной ежедневной рутиной.
Как-то в разговоре со мной Чен Мэн-цзин подверг критике учеников, не уделяющих внимания тому, что они делают; эти люди были не способны сосредоточиться на правильной методике. Поэтому ученики, несмотря на все старания, совершали досадные ошибки.
Сотни энтузиастов практикуют внутренние стили годами, но не добиваются желаемого результата. Даже инструкции опытного наставника не всегда приводят к успеху. Это связано с тем, что, работая на тонко-энергетическом уровне, легко впасть в заблуждение и стать жертвой самообмана.

Всем новичкам настоятельно рекомендуется уделять пристальное внимание собственному разуму, телу и новым формам выполнения техники. Со временем исполнение упрощается. В действительности физические движения требуют так мало усилий, что практик перестает обращать на них внимание. Слишком часто ученики исполняют технику Китайских Внутренних стилей механически и полностью игнорируют важные ментальные аспекты. Такой подход порочен, ибо постепенно парализует умственное развитие.

Концентрация тела и ума является необходимым условием для достижения состояния повышенной восприимчивости ци и служит залогом будущего успеха. В «Классике тай-цзи» сказано: «какую бы форму… вы не исполняли, вы должны сосредоточиться на ее практическом применении». Мастер Чен поясняет: «Вместо того чтобы обращать внимание на то, что вы делаете, сосредоточьтесь на истинном значении техники; в противном случае «Техника отражения» перестанет быть техникой отражения, а «Техника отката» — техникой отката».
Учитывая то обстоятельство, что подлинный мастер Китайских Внутренних стилей одновременно использует ум и тело, отсутствие внимания к тому, что вы делаете, означает лишь одно — вы не находитесь в состоянии тай-цзи. Иными словами, вы придерживаетесь внешней формы исполнения, которую нельзя назвать истинной практикой.
Для повышения способности к концентрации новички должны призвать на помощь свое воображение. Так, отрабатывая ту или иную боевую технику, они должны вообразить, что напротив находится реальный противник.
Постепенно они научатся концентрировать тело и разум, не прибегая к помощи воображаемого оппонента. Таким образом, по достижении полной концентрации повышается восприятие потока ци.
Как правило, физический дискомфорт мешает концентрации. Поэтому ученик должен определить причину беспокойства и исправить неблагоприятную ситуацию. Однако на первых порах сама стойка тай-цзи будет причинять известное неудобство. Обычно, через несколько недель после начала занятий чувство дискомфорта пропадает. Когда исполнение форм становится естественным, ученик может приступать к продвинутому, медитативному этапу тренировки.
Полное «погружение» в Китайских Внутренних стилях, как на физическом, так и на ментальном уровнях, является единственным способом повышения способности к концентрации и сознательного обострения восприятия ци.
Два этапа практики Китайских Внутренних стилей. На первом этапе вы отдаете отчет в своих чувствах, а на втором перестаете их осознавать. Именно к этому состоянию следует стремиться. Вовлеченности должна сопутствовать отстраненность. Именно это состояние представляет истинную сущность Китайских Внутренних стилей, и только в этом случае вашу практику можно назвать правильной.

Наращивание Ци энергии – Техника естественной культивации Ци стоит в общем плане работы Практика управления дыханием .

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.

Случайные записи