Западно-семитская мифология

Эта мифологическая система возникла у народов ханаанско-аморейской (угаритяне, финикийцы, иудеи и израильтяне до культа Яхве, моавитяне и др.) и арамейской групп, населяющих Си­рию, Финикию и Палестину с 4-3 тыс. до н. э. Материа­лы, излагающие мифы этих народов, дошли  в изложении Филона Библского (греческий писатель конца I-го – начала ll-го веков нашей эры). Считается, что Филон пе­ресказывает написанное Санхонйатоном, жившим в Бе­рите (или в Тире) во второй половине 2-го тыс. до н. э. Согласно Санхонйатону в изложении Филона, можно восстановить содержание космогонического мифа. Вна­чале существовали первоэлементы воздух и хаос. От них произошли ветер и желания, породившие Мот – смерть и одновременно жизненную силу. Затем возникли все остальные элементы мироздания. Потом, в результате вселенской катастрофы (пожар), возник наш Космос вместе с живыми существами. Среди них и богиня Баау, ставшая супругой ветра. Они породили дуальную пару – Дион (Вечность) и Протогон (Перворожденный), от ко­торых и происходят все люди. Другая космогоническая схема традиционно приписывается финикийцу Моху, жившему во 2 тыс. до н. э. Она известна в изложении Дамаския – греческого философа VI в. н. э. Согласно этой схеме, первоэлементами были воздух и эфир, породив­шие Улом (Вечность). Из вечности возник Хусор – устро­итель Космоса. Затем из половинок космического яйца (которое мог расколоть и сам Хусор) возникли Небо и Земля. В западно-семитской мифологии также можно выделить архетипические триады богов. Например, в Пальмирском пантеоне выделяются даже две параллель­ные триады: Бел – Йарихбол – Аглибол и Баалшамин – Малакбел – Аглибол .

Следующая страница :
Индейцев мифология

Предыдущая страница :
Египетская мифология

В Оглавление

Добавить комментарий