Ведийская мифология

Исходные элементы этой ми­фологической системы также чрезвычайно архаичны – считается, что истоки ведийской мифологии лежат в со­ответствующих представлениях индоевропейских пле­мен по крайней мере 3 тыс. до н. э. Само же возникнове­ние ныне известных представлений этой системы относят к середине 2-го — началу 1-го тыс. до н. э. В ведийской мифологии существует значимая константа – это число богов, относимых к высшему уровню. Обычно считает­ся, что на этом уровне находится 33 бога. (В отдельных брахманах упоминается 333, а в некоторых других источни­ках – даже 3306, 3339 богов.) Структурно высший божественный уровень состоит из земных, не­бесных и атмосферных (т. е. промежуточных) богов. Иногда имеет место и групповое деление: 33 бога разде­ляются на 8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и Ашвинов (это или пара Дьяус - Притхиви, или же пара Индра-Праджапати). В ведийской мифологии значительное место за­нимает морально-этическая сторона любого учения. Поэтому универсальным принципом, определяющим статус Вселенной, и одинаково действенным как для людей, так и для богов, служит понятие «рита». Этот принцип противопоставля­ется «анрите» – беспорядку, хаотичности и отсутствию истины. Из принципа риты логично выводится понятие истины и долга. Помимо божественного, высшего уровня можно выделить еще 6 уровней — все вместе они образуют «магическое число» 7. Так, ко второму уровню можно отнести абстрактные понятия и женские боже­ства, к третьему – полубожественных персонажей, к четвертому – мифических героев и жрецов, к пятому –  враждебных демонических персонажей, к шестому – неантропоморфные объекты (животные, растения, эле­менты ландшафта, атрибуты и символы и т. п.). К после­днему, седьмому, уровню относится человек. Космологи­ческая модель выстраивается в строгом соответствии с принятыми с системе универсальными принципами. Начальное состояние характеризуется полным отсут­ствием риты, хаотичностью, вселяющей страх. Затем, в результате структурирующих и организующих действий, возникает упорядоченный космос. Земля возникает либо в результате пахтанья предначальных вод, либо в ре­зультате сознательного волевого акта – Праджапати (или Брахман) раскалывает силой воли Мировое Яйцо, из по­ловинок которого образовываются Небо и Земля. Поми­мо этих мифов, существуют также важные мифы т. н. «второго творения», повествующие о борьбе Индры с вражескими силами. Собственно наш земной мир обра­зуется как следствие победы Индры .

Следующая страница :
Вьетов и мыонгов мифология

Предыдущая страница :
Бушменов мифология

В Оглавление

Добавить комментарий