Упорядоченная Структура мировосприятия

Модель мира практически целиком и полностью определяется особенностями человеческой психики, в целом являясь отражением проис­ходящих в ней процессов. Наличие в психике простран­ственно-временной компоненты (которая позволяет ответить на общий вопрос «что?» и во многом детермини­рует работу функции ощущения (пространственно-временная компонента, наряду с модальностью и интенсивностью  наиболее фундаментальная характеристика, присущая вообще любому психическому процессу) ) задает формирование бинарных пар (отвечающих также на общий вопрос «ка­кой?» и, соответственно, определяющих функцию чув­ства) и вытекающих из них принципов анализа (преиму­щественно это функция мышления, работу которой можно определить в целом ответом на общий вопрос «почему?» и «как именно?»). Несколько особняком сто­ит функция интуиции — но это только на первый взгляд . Функции интуиции, в определенном смысле парная функция ощущения, но находящаяся на ином качественном уровне, вытекающая  непосредственно из психологического анализа тантрических представлений (конкретно — тантрической доктрины чакр). В этом смыс­ле интуиция также отвечает на общий вопрос «что?». Сле­довательно, во всем многообразии различных моделей, или картин, мира можно выделить, по меньшей мере, два уровня. Первый, внешний уровень можно охарактеризо­вать как зависящий практически целиком от конкретных социально-культурных особенностей народа — носителя той или иной традиции и имеющего свои, характерные в большей или меньшей степени только для него особен­ности. Второй же уровень, внутренний, который может быть назван ядром модели, мало зависит от конкретных условий обитания того или иного этноса и практически полностью детерминирован общими для вида homo sapiens особенностями психики, ее базовых структур. Нас, конечно же, должно интересовать именно это ядро.

Прежде всего, необходимо заметить, что любая мо­дель мира построена «изнутри», т. е. в известном смысле отражает существование основной для человека бинар­ной пары «Я — He-Я», или, иными словами, отражает осознание человеком самого факта своего существова­ния. Эта же мысль почти в том же самом смысле присут­ствует у М. Элиаде, когда он пишет: «…человек доистори­ческих обществ стремится жить как можно ближе к цен­тру Мироздания. Он знает, что его страна расположена в самом центре Земли, что его город — это “пуп” Вселен­ной, а уж храм или дворец — так это вообще истинные центры Мироздания. /…/ Иначе говоря, человек в тради­ционных обществах мог жить только в пространстве, от­крытом вверх, где символически обеспечивался раздел уровней и где сообщение с иным Миром, Миром Всевыш­ним, оказывалось возможным благодаря обрядам. Разумеется, алтарь, наиболее совершенный центр, находился недалеко от него, в его городе… Но homo religious чувствовал необходимость постоянно находиться в Центре, точ­но так же как ахилпы, которые… постоянно таскали за собой священный столб, Axis Mundi, чтобы не удаляться от Центра и постоянно находиться в контакте со сверх- земным Миром».

Все остальные элементы той или иной модели мира являются, по сути, развертыванием этой первичной оп­позиции. Осознавание и вычленение субъективного «Я», мыслимого и ощущаемого как существующее от­дельно от объективного «He-Я», неизбежно приводит к осмыслению взаимосвязей элементов этой пары, т. е. того, как «Я» соотносится со всем прочим, что является «Не-Я», Выделение «Я» дает теперь некоторую точку отсчета, относительно которой формируется жестко свя­занная с «Я» система координат. По вертикали в этой координатной системе формируется трехчленная струк­тура: выше (условно — положительное направление, уровень «над-Я»), уровень самого «Я» (то, что может быть названо «серединой») и ниже (так же условно — от­рицательное направление, уровень «под-Я»). Горизон­тальное деление пространства образует четырехчленную структуру: спереди, сзади, справа и слева. Эта горизон­тальная четверичная структура может быть зафиксирова­на путем установления связи со сторонами света (восток, запад, север и юг. Во многих традициях сюда также вво­дится понятие центра в качестве пятого элемента, что превращает ее в пятичленную. Такое пятичленное деле­ние присуще буддизму, индуизму, брахманизму, китайс­кой традиции, воззрениям манихеев).

В результате всех этих операций образуется упорядо­ченная пространственная картина Вселенной, состоящая из Верхнего, Среднего и Нижнего миров по вертикали и из четырех (пяти) секторов или элементов по горизонтали. В совокупности все это дает или семь (сумма) или двенадцать (произведение) структурных единиц, характеризующих всеобщую целостность мироздания, Плерому. Осознание семеричности как меры полноты и завершен­ности мира и наложение этой идеи по отдельности на верхний и нижний миры приводит к появлению представлений о семи небесах и семи уровнях подземного мира. Все эти воззрения присущи в той или иной мере практически всем мифологическим системам, имеющим хоть сколько-нибудь развитую модель мира .

Временная сторона пространственно-временной ком­поненты психики ответственна за придание динамизма картине мира. Осознавая свое «Я» как живое, существу­ющее в потоке времени, человек точно так же выделяет промежутки «до», «раньше»; «сейчас», «в настоящий мо­мент» и «после», «позже». По сути своей, это аналог вер­тикального пространственного деления, поэтому Время часто обожествлялось и считалось принадлежащим Вер­хнему, Божественному миру.

Предыдущая страница :
Симеричность мировосприятия

В Оглавление

Далее – Астика в древней Индии

Добавить комментарий