Симеричность мировосприятия

В составлении представлений о строении человека, можно условно выделить два пути или метода .

По сути дела, все их различие является внешним и определяется лишь направлением вектора акценти­рования — наружу, к окружающему, объективному миру, или внутрь, к внутреннему, субъективному миру. Сущностное же единство этих методов заключается в том, что анализ полученных результатов производится в любом случае внутри человека, в пространстве его психики.

Подобный методологический подход является универсальным. Он присущ не только древним философам и мыслителям, но и современным исследователям. Например, Р. Ассаджоли в разработанной им теории динамической психологии и психосинтеза использует следующую мо­дель строения человека. По Ассаджоли, внутрен­няя структура человека имеет семеричное деление: низ­шее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное (или сверхсознательное), поле сознания, сознательная самость (или «Я»), Высшая Самость и кол­лективное бессознательное.

К области низшего бессознательного Р. Ассаджоли относит простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела, основные влечения и прими­тивные побуждения, различные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд, образы сновидений (в основном кошмарных), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, патологические проявления — мании, фобии, навязчивые желания и т. п.

Среднее бессознательное состоит, по мнению автора, из психических элементов, сходных с такими же элемен­тами бодрствующего сознания и свободно в него прони­кающих .

Из области высшего бессознательного (или сверхсоз­нания по формулировке Ассаджоли) приходят высшие формы интуиции и вдохновения, этические императивы. Это источник таланта, просветления и экстаза. В нем на­ходится высшая любовь, высшие парапсихологические функции и духовные энергии.

Поле сознания обозначает интуитивно понятный для всех термин, описывающий непосредственно осознавае­мую часть нашей личности: непрерывный поток ощуще­ний, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, дос­тупных нашему наблюдению, анализу и оценке.

Сознательная самость, или «Я», представляет собой точку чистого самосознания. «Я» не должно смешиваться с полем сознания, поскольку они различны .

Высшая самость представляется Ассаджоли как ис­точник «Я», представляющий собой своеобразный синте­зирующий центр, пребывающий над потоком мыслей и различных состояний тела и не зависящий от их влияния. С этой точки зрения «Я» — это отражение Высшей Само­сти на поле личности .

Коллективное бессознательное служит тем полем, в котором находятся все человеческие индивиды и через которое протекают психические процессы, названные Р. Ассаджоли «психическим осмосом» (Осмос — проникновение раствора через перегородку, разделяющую раз­ные растворы).

Логика построения модели психики, предложенная Ассаджоли, имеет бинарную основу, заключающуюся в дуализме сознания и бессознательного. Бессознательное в этой паре в определенном смысле сакрализуется, что видно из его скрытости, таинственности и непонятности. Подобная сакрализация происходит по общим архетипическим зако­нам, что выражается в представлении бессознательного как некоторой совокупности, имеющей триединую струк­туру — бессознательное, по Ассаджоли, состоит из низше­го, высшего и коллективного. Среднее бессознательное, строго говоря, не может быть выделено в самостоятельную часть, поскольку по определению служит лишь связую­щим звеном между сознательным и бессознательным и вы­полняет хорошо известную в мифологии роль посредника. В свою очередь, сознание также осмысливается как триа­да: само сознание, Высшая Самость и «Я» в виде проекции Высшей Самости на поле сознания.

Все вместе дает семеричную структуру, упорядоченную по двум триадам и соединяющему их элементу-посреднику.

Другой психолог — К. Г. Юнг — в своей работе «Структура души» классифицирует все содержание сознания по семи признакам, или категориям: чувствен­ная перцепция (ощущение или неосмысленное восприятие), апперцепция (узнавание, или мышле­ние), оценивание (или чувства), интуиция, воля, инстинктивные процессы и, наконец, сновидения. Поскольку Юнr подразумевает под содержанием сознания собствен­но внутреннюю структуру человека с психологической точки зрения, то можно в определенном смысле говорить о семеричной природе человека.

В этой классификации можно усмотреть действие процесса последовательного разотождествления с различными психическими проявлениями.

Как достаточно хорошо видно, из всего вышесказан­ного вытекает, что терминологические различия и крите­рии, по которым формируются группы выделения признаков, не являются абсолютными. Они обусловливают­ся тем или иным кругом интересов и предпочтений, а также и иными причинами, среди которых немалую роль играют профессиональные, философские, этические, религиозные и прочие индиви­дуальные воззрения и точки зрения. Гораздо более важ­ной представляется идея выделения факта дуального спо­соба мышления, характерного для человека любой этни­ческой принадлежности, любой культуры и любого времени. Как представляется, именно из-за этой харак­тернейшей черты мышления возникают в различных теориях сначала дуальные пары (или оппозиции), а затем, после введения третьего связующего элемента, появляется триада. Выделение двух бинарных пар и учет их взаимно­го влияния порождает четверицу, или кватернион. Появ­ление объединяющего кватернион концепта «центр» по­рождает пятиричность. Семеричность, в свою очередь, может возникать либо в качестве того же центра, объеди­няющего две триады (т. е. в известном смысле выступает как некий аналог пятиричности), либо в виде объедине­ния триады и кватерниона (чем повторяет на ином уров­не идею четверичности, в которой происходит объедине­ние пар).

Этот подход может быть распространен не только на объекты, которые могут быть отнесены к той или иной категории, и потому иметь некоторые признаки. Этот подход распространяется также и на принципиально не­познаваемые объекты. Например, Юнг использует его для определения бессознательного, распространяя на него свойства сознания. «Нет никакого сомнения в том, что все виды активности, обычно имеющие место в со­знании, могут также осуществляться и в бессознатель­ном». Т. о., познавание и анализ принципиально непознаваемого происходит вследствие действия тех же механизмов, по большей части архетипических, в психике человека, которые работают и при обычных сознательных процессах. Образы, которые мо­гут возникать при подобном анализе, имеют также пре­имущественно архетипический характер, т. е. при всем их внешнем отличии и многообразии они должны переда­вать одни и те же психологические идеи и реалии.

Несколько иное, на первый взгляд, обоснование идеи троичности и тесно связанной с ним идеи четверичнос­ти дает К. Г. Юнг в работе «Попытка психологического истолкования догмата и Троице» . Юнг полагает, что архетипы троичности и четверичности выз­наны неполной дифференциацией четырех психологи­ческих функций человека. Однако, юнговская теория дифференциации базиру­ется и обусловливается с точки зрения теории чакр последовательным разво­рачиванием в психике дуальных пар, состоящих из род­ственных функций, одна из которых является рациональ­ной, а другая — соответственно, иррациональной. Т. о., все видимые различия юнговской теории дифференциа­ции и рассуждений по поводу бинар­ной природы архетипов троичности, четверичности, а также тесно связанных с ними архетипов пятиричности и семеричности, снимаются на более глубоком и фунда­ментальном уровне теории структуры человеческой пси­хики, уровне, который рассматривается в теории чакр и практически не затрагивается Юнгом.

Следующая страница :
Упорядоченная Структура мировосприятия

Предыдущая страница :
Архетипичность мировосприятия

В Оглавление

Добавить комментарий