Джайнизма мифология

Время возникновения этой системы относят к VI в. до н. э. Основателем джайнизма считается Махавира Джина, однако ортодоксальная традиция утверждает, что Махавира всего лишь являет­ся последним по времени вероучителем. Истинных же основателей ортодоксальная традиция относит к неиз­меримо далеким временам, что дает право привержен­цам джайнизма претендовать на роль последователей самой древней религии на земле. Джайнизм исповедует догму о существовании двух предвечных и несотворенных категориях – дживах, представляемых как души, и потому являющихся активными агентами; и адживах, мыслимых как неживые и неодушевленные начала. Чис­ло джив представляется бесконечным, поскольку имен­но они, соединяясь с кармической материей, рождают­ся в виде всех живых существ, которых насчитывается бесконечное множество. Поэтому дживами наделено абсолютно все. Отсюда логически вытекает традицион­ное для джайнизма представление о генетическом род­стве всех без исключения живых существ. Джайны исповедуют строжайший запрет на причинение вреда любо­му живому существу – ахимсу. Человек занимает в иерархии живых существ первое место, обусловленное качественным отличием джив, воплощающихся в виде человека. Это различие, в свою очередь, обусловлено разным количеством органов восприятия: у растений один, а у человека их пять. Такое уникальное положе­ние человеческого существа дает ему потенциальную возможность прекратить действие кармы и достичь освобождения, чего лишены все остальные живые суще­ства. Космографические представления джайнов чрез­вычайно сложны и детальны, однако во всех деталях ясно вычленяются знакомые архетипические элемен­ты: принципы бинарности, троичности и четверичности (кватернион целостности), а также семеричности.

Также наличествует мотив центральной оси, который предстает в различных мифологических системах в виде столба, Мировой Горы или же Мирового Древа. Вся Все­ленная по представлениям джайнов делится на Мир и Не-Мир, который недоступен для восприятия и проник­новения. Мир и He-Мир отделены друг от друга трех­слойной бездной. Мир, в свою очередь, имеет знакомую трехчастную структуру: Нижний мир, Средний мир и Верхний мир. В основании Нижнего мира лежит квадрат со сторонами 7×7 радджу (некая условная мера) или же круг с диаметром тоже в 7 радджу. Нижний мир имеет деление на 7 слоев, в ко­торых (кроме первого) расположены темные и смрадные миры. В центре Среднего мира стоит Мировая Гора Мандара, которая в поздних джайнских мифах носит название Меру. Мандара стоит в центре круглого континента. Вок­руг него концентрическими кругами располагаются дру­гие бесчисленные континенты и моря. Центральный круглый континент имеет определенное сходство с мандалой. По четырем диаметрам располагается четверка ворот, а внутренняя область разделена горными цепями на 7 земель. Высший мир представляется разделенным на 10 или 11 слоев. Каждый слой, в свою очередь, делит­ся на неравное число подслоев так, чтобы в сумме полу­чилось соответственно или 62, или 63 самостоятельных небесных уровня.

Следующая страница :
Догонов мифология

Предыдущая страница :
Германо-скандинавская мифология

В Оглавление

Добавить комментарий