Балтийская мифология

Балтийская мифология тесно связана со славянской мифологией, что вполне естественно, поскольку эти две мифологические системы имеют, вероятнее всего, общие корни. Балтийской мифологии присуща также трехчастная модель мира, которая образно выражается в виде дуба, поделенного на три части в соответствии с тремя мирами. Этот дуб, являющийся, по сути, Мировым древом, служит жилищем для высших богов — Патолса, Потримпса и Перкунса. «Старый» Патолс связывается с преисподней, «юный» Потримпс — с землей, а Перкунс, имеющий все черты бога-громовержца (или громовика), — с небом. Не меньший интерес представляет структура пантеона, разде­ленного на семь уровней. Соответственно, первый уровень объединяет высших богов, среди которых главенствует Диевас — бог, обитающий на небе (В прусском варианте он носит имя Окопирмса, что значит «самый первый»).  Кроме Диеваса, к выс­шим богам причислены:  Перкунас (Перконс), Велняс (который, несмотря на свою формальную принадлежность к высшим бо­гам, проживает в преисподней, имеет часто змеевидную форму и выступа­ет в роли противника Перкунаса), Потримпс, Аутримпс, Патолс, Пергрубрюс, Пушкайтс, Аушаутс и Пильвитс. Второй уровень составляют второсте­пенные божества. На третьем уровне сосредоточены пер­сонажи, представляющие собой персонификации абст­рактных понятий: Лайма (судьба), Гильтине (смерть) и т. п. Четвертый уровень — мифические герои. Пятый и шес­той уровни включают более мелких мифологических пер­сонажей, таких как духи — хозяева леса, воды и проч. Зачастую они даже неиндивидуализированы: например, мани — духи, вызывающие наваждение. Наконец, седь­мой уровень включает человека как носителя Духа и уча­стника ритуальных действий. Сюда же включены выде­ленные особо жрецы .

Следующая страница :
Бамбара мифология

Предыдущая страница :
Армянская мифология

В Оглавление

Добавить комментарий