Что такое кхиконг

Предыдущее – КХИКОНГ

Это система упражнений для сохранения здо­ровья и лечения болезней. Используя механизм дыхания, мы волевым порядком воздействуем на кровеносную и энергетическую системы, а через них и на органы жизнеобеспечения, на моторно-двигательный аппарат для регуляции или восстанов­ления их функций и для достижения адекватной защитной реакции организма на импульсы извне.

Каковы же те задачи, которые должен поставить перед собой каждый занимающийся медитативным дыханием?

Прежде всего это достижение способности к саморегуляции.

По сравнению с другими млекопитающими, че­ловек обладает наиболее тонкой и сложной струк­турой, процесс формирования которой содержит в себе еще немало загадочного.

В соответствии с общими законами природы че­ловеческий организм продолжает изменяться как в плане морфологическом, физическом, так и в пла­не духовном. Каковы же эти изменения, в каком направлении совершаются и будут протекать — на этот вопрос пока никто еще не решается от­ветить. Среди процессов бесконечного измене­ния природы человека в качестве решающего фак­тора следует выделить эволюцию его личности. Человек покоряет природу, овладевает воздуш­ным пространством и недрами земли, проникает в морские глубины. Он творит историю и создает цивилизацию. Эта деятельность и ее результаты не могут не оказывать воздействия на самого че­ловека, на его личность, не могут не ускорять процесса ее эволюции. Однако овладевая про­странством и временем, в отношении самого себя человек по-прежнему беспомощен. Его мыслями и поступками ежедневно, ежечасно, ежесекундно в значительной мере управляют инстинкты, животные начала. И это, впрочем, понятно, поскольку явле­ния вне нас наука раскрыла и объяснила гораздо лучше, чем явления, происходящие в нашем орга­низме. Сравнительно недавно наука проникла вглубь молекулы, вглубь живой клетки, показала сущ­ность биологических процессов, протекающих в ней, а сейчас стоит перед раскрытием законов измен­чивости, что поможет человеку стать постепенно подлинным хозяином своего «Я».

Именно эти цели и преследуют медитативно-дыхательные упражнения кхиконг. Используя в ка­честве своего орудия практику сосредоточения внимания — медитацию, занимающийся по систе­ме кхиконг в конце концов избавляется от пус­тых, беспорядочных мыслей, создает у себя как бы вторую, более «человеческую» натуру, обуздывая постепенно примитивные животные страсти.

Для этого прежде всего необходимо овладеть своими ощущениями, эмоциями, которые рождают импульсы к действию. Практикуясь в медитации, необходимо научиться по желанию максимально снижать реакцию организма на сигналы наших ор­ганов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, образно говоря, «опускать шторки» на них, отключая себя от внешнего мира, направляя все внимание на мир внутри себя, «проникая в себя».

Под выражением «проникнуть в себя» мы подра­зумеваем способность регулировать, используя механизм дыхания, нервные процессы симпатиче­ского и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, а через них управлять функцио­нальной деятельностью внутренних органов.

Обращая сосредоточенное внимание внутрь себя, можно научиться тормозить функцию коры го­ловного мозга, то есть постепенно овладевать деятельностью и в этой части центральной нервной системы.

Организм человека обладает огромным резервом внутренних сил, рассеянных по всем его частям и проявляющихся в форме тепловой, электрической, химической и других видов энергии, за счет ко­торой осуществляется жизнедеятельность клеток, рост и обновление тканей, функции различных ор­ганов, одним словом, обеспечивается существова­ние и развитие индивидуума.

Благодаря медитативно-дыхательным упражне­ниям кхиконг мы развиваем, умножаем наши внутренние силы с целью укрепления здоровья и лечения либо собственных болезней, либо помогая другим людям путем энергетического точечного массажа, передачи своей энергии в случаях резкого упадка сил у больного.

Все животные и растительные организмы, как многоклеточные, так и одноклеточные, нуждают­ся в определенных условиях для своего существо­вания. Эти условия обеспечиваются за счет внеш­ней среды, к которой живые существа приспосаб­ливаются и которую используют для своего разви­тия. Однако внешняя среда не неизменна, в ней постоянно происходят какие-то процессы, оказы­вающие воздействие на живые организмы.

Медитативное дыхание кхиконг с помощью меха­низма саморегуляции помогает организму сохра­нять равновесие и безболезненно реагировать на резкие перепады, возникающие как во внешней, так и во внутренней среде.

Итак, мы можем констатировать, что медитатив­но-дыхательные упражнения кхиконг являются сис­темой тренировки, главным орудием которой слу­жат «внутренние упражнения», а конечная цель — контроль за внутренней средой, оптимальная реак­ция на изменение внешней среды.

Занимающийся этими упражнениями:

—   в физическом плане — обеспечит себе силу, выносливость, быстроту и эффективность действий, хорошую приспособляемость к перепадам пого­ды, способность избегать болезни, а при заболе­вании — обходиться без помощи врачей;

—   в духовном плане — приобретет стабильно бодрое, веселое настроение, живой ум, хорошую память, высокую работоспособность. Он не будет падать духом при неудачах и утратах, не даст страстям помутить рассудок, сохраняя при любых обстоятельствах невозмутимость и ясность мысли.

Для достижения целей, о которых говорится выше , в системе медитативного дыхания предусмотрены различные виды упражне­ний:

—  контроль за положением тела, за расслаб­лением мышц и сосредоточением сознания;

—  контроль за дыханием с конечной целью сде­лать его свободным, легким и плавным, то есть таким, когда организм получает оптимальные усло­вия для отдыха, а также добиться постепенной адаптации организма к кислородному голоданию и избытку углекислого газа в крови,

- сосредоточение внимания; —- управление энергией организма;

—  управление  внутренними  силами организма.

Занятие  каждым   из   перечисленных   видов уп­ражнений строится по принципу нарастающей сложности и требует постоянного участия и контроля со стороны руководителя ( Правила практики Цигун ) .

Однако подобное деление упражнений на виды в какой-то мере условно и применяется лишь с целью облегчить обучение, объяснить суть «внутренних упражнений». На практике каждое действие в лю­бых упражнениях требует одновременно и контроля за положением тела, за дыханием, а также кон­центрации внимания и всего остального. То есть все перечисленные элементы должны гармонично, по определенным правилам сочетаться между собой, обеспечивая достижение общей цели.

Далее – Контроль за телом и расслабление

Добавить комментарий