Инь и Ян — это показатели двух состояний в процессе изменения и трансформации всех вещей в мире . Все проходит через фазы цикла и меняет форму . Например , вода в озерах и морях согревается в течение дня и превращается в пар . На рассвете воздух охлаждается , и пар , конденсируясь , превращается обратно в воду .
Вещество может иметь различную плотность . Например , стол состоит из плотного вещества , но если его поджечь , он превратится в жар и свет , которые являются значительно менее плотными .
Вода в своем жидком состоянии принадлежит Инь , а пар , образующийся под воздействием жара , принадлежит Ян : точно также дерево , из которого сделан стол , принадлежит Инь , а тепло и свет , образующиеся при сгорании , принадлежат Ян .
Этот дуализм степеней плотности в древнем Китае символизировался качествами Неба и Земли . Небо символизировало разреженное , нематериальное чистое и газообразное состояние вещества , а Земля концентрированное , материальное , грубое и плотное состояние . Во 2-й главе «Вопросов о простейшем сказано : «Небо — это скопление Ян , а Земля — скопление Инь» . Поэтому конденсация и накопление являются состояниями Инь , а дисперсия и испарение — состояниями Ян ; Инь-Ян как два состояния плотности материи .
Важно понять , что два противоположных состояния испарения и скопления не являются независимыми друг от друга , но скорее — перетеканием друг в друга . Инь и Ян символизируют собой два этих противоположных состояния «плотное» и «рассеянное» .
Даосский философ Ли Чжи ( 300 г. до н.э.) говорил : «Более чистые и легкие (элементы) , устремляясь вверх , сотворили Небо ; более твердое и тяжелое , стремясь вниз , сотворили Землю» .
В своей легкой и наиболее разреженной форме Ян совершенно нематериален и относится к чистой энергии , тогда как Инь в своей грубой и плотной форме является проявленным и относится к материи . С этой точки зрения , энергия и материя являются ничем иным , как двумя состояниями непрерывности подразумевающей бесконечную смену агрегатных состояний . Во 2-й главе «Вопросов о простейшем сказано : «Инь спокоен , Ян активен , Ян дает жизнь , Инь дает рост… Ян превращается в Ци , Инь превращается в материальную жизнь» .
Так как Ян относится к творению и деятельности его суть соответствует расширению и восхождению . Так как Инь относится к конденсации и материализации , его природа соответствует сжатию и спуску . Таким образом , перечень соответствия Инь и Ян :
Ян | Инь |
Нематериальное | Материальное |
Производит энергию | Производит форму |
Рождает | Ростит |
Не вещественный | Вещественный |
Энергия | Материя |
Расширение | Сжатие |
Подъем | Спуск |
Верх | Низ |
Огонь | Вода |
Взаимоотношения и взаимозависимость Инь и Ян можно представить в виде хорошо известного символа :
Этот символ еще называют Высшим пределом – Тай Цзи , он олицетворяет собой взаимозависимость Инь и Ян .
Основы взаимозависимости Инь и Ян :
Несмотря на противоположность стадий во времени и противоположность свойств в плотности , Инь и Ян формируют единство и дополняют друг друга .
Ян содержит в себе семя Инь , и наоборот ; это отражено черной точкой на белом поле , и наоборот , белой точкой на черном поле .
Ничто не бывает полностью Инь или полностью Ян .
Ян превращается в Инь и наоборот .
Инь-Ян как два состояния плотности материи ; – Общий раздел : Инь Ян