Инь и Ян мировоззренческая основа китайской медицины

Мировоззренческую основу древней китайской меди­цины составляло учение о двух противоположных нача­лах – инь и ян .

Первоначально иероглифы , используемые для их написания , обозначали явления повседневной жизни . Например , инь означало затемненную сторону предмета , ян – освещенную .

Позже инь и ян стали рас­сматриваться как «силы» или «энергии»,  или как матери­альные взаимодополняющие явления (стороны) предмет­ного мира , в связи с чем , любое явление , любое существо и каждое из его состояний можно отнести к двум про­тивоположным формам  -  инь или ян .

Все то , что можно отнести к сильному , горячему , твердому , тяжелому , вы­сокому , блестящему , а также те или иные весомые при­знаки – это ян , а все противоположное – инь . Так , дея­тельность и покой , свет и тьма , возбуждение и тормо­жение , неосязаемость и телесность и многие другие пары взаимопротивоположных явлений , предметов и свойств могут быть восприняты с позиции концепции инь – ян как единство и борьба двух противоположностей , или «полярных сил» – ян (активная сила) и инь (пассивная сила) . При этом ни ян , ни инь не могут существовать изолированно друг от друга .

 

Ян Инь Ян Инь Ян Инь
Солнце Луна Твердый Мягкий Длинный Корот­к.
Небо Земля Светлый Теневой Радость­ Печаль­
Мужской Женск. Большой Малый Внешн­ий Внутрен.
Сильный Слабый Тяжелый­ Легкий Полный Худой
Горячий Холод. Высокий Низкий

 

С помощью концепции инь – ян можно выразить про­тивоположные стороны явления . Например , летом царит  жара (ян) , после летнего солнцеворота постепенно начи­нает преобладать погода инь , которая борется с жарой (ян) и ограничивает ее ; зима является вершиной холода (инь) , а после зимнего солнцеворота постепенно устанав­ливается погода ян , ограничивая инь зимы . В классиче­ском китайском медицинском трактате «Лей-цзин фу-и» ,  относящемся к периоду династии Мин (1368-1644 гг.) , говорится , что состояние повышенной активности следу­ет регулировать покоем ;  если ян достигло кульминацион­ного пункта , его следует преодолевать с помощью инь . В этом находит выражение взаимный контроль покоя и движения , т.е. инь и ян .

Одно из основных положений концепции инь – ян заключается в том , что инь и ян ограничивают друг друга . Если одна сторона преобладает , возникает недостаток другой стороны , и  наоборот , при ослаблении одной сто­роны наступает чрезмерное усиление другой . В книге «Су-вэнь» написано , что инь борется внутри , а ян вызы­вает волнение снаружи (т.е. указывается на то , что инь ведает внутренней средой , а ян – внешними проявления­ми) . В этой же книге написано , что , когда инь и ян противоборствуют друг с  другом вверху и внизу , возни­кают явления пустоты и заполнения ; при этом инь и ян «сменяют друг друга» (т.е. оба противоположных начала никогда не остаются без взаимодействия и вытесняют друг друга) . Такое взаимодействие и является движущей силой изменения и развития вещей .

Как полярные противоположности инь и ян зависят друг от друга ; например , ян означает «верх» ,  инь – «низ» (без верха не может быть низа) . По традиционным древ­ним представлениям , левой стороне тела соответствует ян , а правой – инь (без правой стороны нет левой , без левой нет правой) ; жара соответствует ян , холод – инь (без жары нет холода, без холода нет жары) . Перепол­нение , или избыточная функция , соответствует ян ; опо­рожнение , или слабость функции , соответствует инь (без переполнения нет опорожнения , без пустоты нет напол­нения) . Традиционная восточная медицина учитывает раз­нообразные связи в человеческом организме и в приро­де , основанные на отношениях между инь и ян . Одна из энергий создает важнейшее условие существования дру­гой энергии . Эта зависимость обозначается в китайском языке «взаимным корнем» и раскрывает представление о том , что инь и ян служат друг для друга производным началом , т.е. взаимно вызывают друг друга : инь не в состоянии произвести себя , нуждается для этого в ян , а ян нуждается в инь .

В отношении структур и функций человеческого ор­ганизма инь означает материальные составляющие тела , а ян – его функции . Деятельность организма относится к категории ян , а пищевые вещества – к инь : инь сохраня­ется внутри и является материальной основой для ян , а ян внешне функционирует как проявление деятельности инь . Материальное начало , находящееся внутри тела , в традиционной медицине обозначается сочетанием «инь внутри» ; функции тела , проявляющиеся преимущественно с внешней стороны , обозначаются выражением «ян сидит снаружи». Таким образом , ян является вестником инь . Структуры органов , находящихся внутри организма , об­разуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах : «инь является сторожем ян» .

Инь и ян никогда не находятся в покое ; они посто­янно дополняют и изменяют друг друга . По восточным представлениям действует правило : «Если ян отступает , увеличивается инь , а если отступает инь , происходит уве­личение ян” . Например , погода претерпевает изменения от зимы через весну к лету , становясь все жарче , – это соответствует отступлению  инь и нарастанию ян ; при по­холодании погоды от лета через осень к зиме происходит процесс , равнозначный отступлению ян при увеличении инь .

В традиционной медицине считается , что функции ор­ганов (ян) возникают за счет потребления продуктов пи­тания (инь) , при этом происходит увеличение ян и ослаб­ление инь . В то же время обмен веществ , полученных с продуктами питания (инь) , требует расхода некоторого количества энергии (ян) . В нормальных условиях эти про­цессы находятся в равновесии . Если же ослабление или усиление переходит известные границы , может нару­шиться состояние равновесия – возникает избыток инь и ян , что ведет к возникновению различных патологиче­ских процессов .

Обе стороны отношений между инь и ян могут пре­терпевать развитие , которое выражается в их превраще­нии в собственную противоположность . Так, инь может превратиться в ян , а ян – в инь , и если процессы сокра­щения и увеличения инь и ян состоят в количественных изменениях , процесс превращения инь и ян (и наоборот) представляет собой изменение качества  . В книге «Су-вэнь» говорится : «Когда инь достигает максимума , он превращается в ян . Когда холод достигает своей верши­ны , он становится жаром , когда жар достиг вершины , возникает холод» . Однако инь не может претерпеть пре­вращения без наличия некоторого количества ян , а ян не может подвергнуться превращению без инь , т.е. услови­ем того , что превращение вообще может произойти , яв­ляется наличие определенного количества противополож­ного начала .

Таким образом, концепция инь – ян включает следу­ющие элементы , дополняющие друг друга и не мыслящи­еся друг без друга :

1) наличие противоположности меж­ду инь и ян ;

2) взаимозависимость инь и ян ;

3) взаимные дополнение и ограничение инь и ян ;

4) взаимное превра­щение инь и ян .

Диалектическую модель инь – ян необходимо рассмат­ривать в единстве ее отдельных элементов , не упуская из виду их внутреннюю зависимость и взаимное влияние . Нужно учитывать также , что оба полюса (инь и ян) могут быть как причиной , так и следствием .

Концепция инь – ян служит основой не только тео­ретических представлений древней восточной медицины , но и основой диагностики и лечения . При этом исходны­ми были следующие положения . В основе жизнедеятель­ности человеческого организма лежит уравновешенное соотношение инь и ян , полная «гармония» их проявления . Нарушение этого равновесия , выражающееся (в общем виде) либо в преобладании , либо в ослаблении ян или инь , ведет к патологии . В целом , любое физическое или психическое состояние , при котором наблюдается избы­точность по сравнению с принятой нормой , относят к ян-состояниям , а недостаточность – к инь-состояниям (на­пример , жар это ян-состояние , а озноб – инь-состояние) .

Другими словами , все типичные симптомы различных бо­лезненных состояний можно свести к двум основным синдромам – ян-синдром и инь-синдром .

Исходя из принципа равновесия инь и ян , древние восточные медики главной задачей лечения считали вос­становление нарушенного баланса инь – ян , обеспечение «гармонии» (что , по современным представлениям , явля­ется задачей восстановления гомеостаза , стимуляции за­щитных сил и реактивной способности организма) .

Инь и Ян мировоззренческая основа китайской медицины ; – Общий раздел : Инь Ян

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.

Случайные записи