Инь и Ян

Все явления окружающего мира имеют двойственный характер , например день и ночь , свет и тьма , движение и покой , верх и низ , жар и холод и т. д. В Китае для обобщения двойственности этих явлений со времен глубокой древности стали применяться термины Инь и Ян .

Первоначально понятие Инь означало теневой склон горы или берега реки , а понятие Ян — светлый склон горы или берега реки . Впоследствии концепция Инь и Ян распространилась на все явления и предметы окружающего мира .

В достаточно полном виде теория Инь и Ян сформировалась в середине I тыс. до н. э. и впервые систематизировано изложена в книге «И цзин» (Канон перемен) , где Инь и Ян названы «двумя образцами» , рожденными «великим пределом» тай цзи , и отождествлены с компонентами гексаграмм — прерванной и целой чертами соответственно . Система Инь и Ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения , став ядром практически всех философских и научных построений . Ныне концепция Инь и Ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины .

В каноне «Су вэнь» говорится: «Инь и Ян — это истинный Путь Неба и Земли , управители всего сущего , родители всех перемен , начало жизни и смерти , дворец божественного разума» . То есть основу всех явлений и предметов окружающего мира составляют Инь и Ян . Все изменения в природе можно рассматривать с позиций Инь и Ян . Однако, сами по себе Инь и Ян вовсе не указывают на некие конкретно осязаемые предметы . Они лишь служат способом и теоретическим инструментом для понимания и анализа предметов и явлений окружающего мира . Проще говоря, Инь и Ян — это философские понятия , которые используются для обобщения взаимной противоположности неких взаимосвязанных предметов и явлений окружающего мира. Они могут представлять собой как два явления противоположного свойства , так и две противоположности внутри одного явления .

В каноне «Су вэнь» также говорится: «Вода и огонь — это символы Инь и Ян» . Вода и огонь обладают ярко выраженными противоположными качествами , основываясь на которых , можно рассматривать все предметы и явления окружающего мира по их принадлежности к Инь или Ян . Все , что имеет свойства огня — жар , активность , свет, движение вверх или наружу , возбуждение , сила — относится к Ян , а все , что имеет свойства воды — холод , покой , мрак , движение вниз или внутрь , торможение , слабость — к Инь .

В медицине все функции и проявления жизнедеятельности организма также можно рассматривать с позиций их принадлежности к Инь и Ян . Например , Ци со свойствами активации и прогревания относится к Ян , а Ци со свойствами питания и увлажнения — к Инь .

Инь и Ян также можно сравнить с горением свечи . Инь — это воск свечи , Ян — ее пламя . Инь (воск) питает и поддерживает Ян (пламя) . Для своего существования пламя нуждается в воске . Ян уничтожает Инь , и пламя горит ярко . Когда воск кончается , гибнет и пламя . В свою очередь , без огня воск безжизнен , горение прекращается и свеча не выполняет своего предназначения . Таким же образом Инь и Ян зависят друг от друга .

Принадлежность явлений и предметов окружающего мира к Инь и Ян является не абсолютной , а относительной . Эта относительность с одной стороны проявляется в том , что при определенных условиях Инь и Ян могут взаимно трансформироваться друг в друга , то есть Инь может трансформироваться в Ян , а Ян — в Инь . С другой стороны она проявляется в бесконечной делимости предметов и явлений на Инь и Ян . Например , день относится к Ян , а ночь к Инь . Кроме того , время с утра до полудня — это «Ян в Ян» , с полудня до вечера — это «Инь в Ян» , с вечера до полуночи — «Инь в Инь» , а с полуночи до утра — «Ян в Инь» . Проявления , как взаимной противоположности , так и взаимной связи предметов и явлений в окружающем мире являются бесконечными и неисчерпаемыми .

Таким образом , Инь и Ян обладают свойствами как противоположности , так и единства . Будучи противоположными по своей сути , они порождают друг друга , образуя единство .

В китайской медицине взаимодействие и непрерывная изменчивость Инь и Ян используются для обобщения и объяснения физиологии организма человека , патологических процессов , происходящих в нем , а также для проведения диагностики и лечения .

Инь и Ян ; – Общий раздел : Инь Ян

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.

Случайные записи