Философские аспекты учения Будды

В начало БУДДА
Предыдущее Община Будды

С высот Нирваны, позволяющих ви­деть Космос во всей его полноте и единст­ве, открывается иллюзорность Бытия, основанного на чувственном опыте. В чем суть этой иллюзорности?

Просветленному взору Будды весь земной мир, да и другие миры представ­лялись как «изображения», формируемые в объемном экране Пространства при помощи особых частиц — дхарм. На месте исчезающих дхарм появляются новые, что и создает впечатление постоянности «изображения». Однако, подчиненные законам эволюции и причинно-следствен­ных связей, эти частицы меняются, созда­вая в каждый момент «изображение», несколько отличное от предыдущего.

Далеко не все серьезно от­несутся к такому пониманию объективно­го мира, и это естественно, ибо требует­ся раскованность и смелость мышления, которая позволит отрешиться от чувствен­ного опыта… Именно поэтому Будда не спешил обсуждать с учениками метафи­зические понятия. Сначала, полагал он, необходимо «отточить инструмент» и лишь затем «вскрывать Истину». Инструмент, то есть познавательные способности, — это прежде всего обузданные и возвы­шенные эмоции, сердечное отношение ко всему живому, спокойный ум и самообла­дание — вот основные предпосылки для пробуждения духовного видения. Без них грубые вибрации не позволят ученику вос­принять более тонкие духовные вибрации. Они останутся для него недоступными, и ученик будет пребывать в темноте.

Будда признавал реальность окружаю­щего мира, но подчеркивал, что, помимо видимой реальности, существует нечто до­ступное лишь духовному видению: «Если бы то, что воспринимается нашими чув­ствами, существовало как единственная реальность, то и невежды обладали бы Истиной. К чему тогда усилия для позна­ния сути вещей?»

Философские взгляды Будды, отра­жающие глубочайшее проникновение в сущность мироздания, во всей полноте были доступны только избранным уче­никам, то есть они составляли эзотери­ческую часть Учения. После ухода Буд­ды стремление его последователей вос­полнить имеющиеся пробелы привело к появлению большого числа философских школ, развивающих наследие Учителя.

Будда отрицал существование неиз­менной души в человеке. Он полагал, что все в Космосе имеет причинно- следственные связи и составляет беспре­рывный поток феноменов, то есть подле­жит эволюционному изменению.

Будда утверждал Единство Бытия, гово­ря, Что нет самостоятельного, обособ­ленного от остального мира «я», как нет ни самостоятельных предметов, ни обо­собленной жизни: «Всякая вещь находит­ся в зависимости от другой, и вещь, от ко­торой она зависит, также не независима». Впечатление обособленности «я» возника­ет как следствие тришны, привязывающей человека к низшим локам.

Душа изменяется на протяжении зем­ной жизни и во время пребывания в дру­гих локах, но беспрестанно воспроизво­дится, эволюционируя и вращаясь по всем мирам, и постепенно формирует инди­видуальность с расширяющимся сознани­ем, которое однажды может достичь Нир­ваны.

Приближаясь к Нирване, человек осо­знает, что любое личное желание являет­ся препятствием для ее достижения, и находит в себе силы отказаться от них, что позволяет ему стать бескорыстным и освободиться от иллюзии отдельного «я».

Будда отрицал идею Бога — Создате­ля и Спасителя и утверждал необходи­мость личных усилий для достижения че­ловеком освобождения. Философия Буд­ды брала свое начало не в сверхсущест­ве, а в Едином Принципе, Законе, управ­ляющем всем Космосом. Все видимое и невидимое эволюционирует в полном согласии с Единым Законом, который для познающего открывается через свои мно­гочисленные следствия — законы духа, психики… Одним из наиболее общих и всепроникающих его следствий является Закон Кармы, который составляет одну из основ Учения Будды: «Я не учу ниче­му другому, как только Карме».

«Все существа имеют свою Карму. Они —- наследники поступков и сыновья поступков. Они — в полной зависимости от поступков… Воистину из того, что бы­ло, создается то, что есть. Человек рож­дается согласно тому, что он создал… Зло следует за безумцем, содеявшим его, как тлеющая искра, которая, разгорев­шись, превращается в пламя… Если содеяв­ший зло человек осознает это и стремит­ся к добру, сила возмездия истощит­ся, как болезнь, уходящая из человека вместе с испариной…»

Отрицая чудеса, Будда признавал в человеке скрытые силы и возможности (сиддхи), которые можно принять за чуде­са. Эти потенциальные силы могут рас­крыться в результате физических упраж­нений или, что несоизмеримо выше, вслед­ствие избрания Пути, указанного Буддой.

Таковы в самых общих чертах основные философские аспекты Учения Будды.

Вьетнам 1989г.

Предыдущее Община Будды

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Философские аспекты учения Будды

  1. Vinod говорит:

    What’s it take to become a sublime epxoneudr of prose like yourself?

Добавить комментарий

Случайные записи