Шесть стадий регулирования дыхания

В связи с регулированием дыхания ( Различные методы регулирования дыхания в цигун ) практикующие Цигун обычно употребляют шесть специальных слов , каждое из которых соответствует конкретной стадии обучения . Вот эти слова :

1. Считай (шу) : Считай дыхания (шу си)

Первым и основным способом регулировки дыхания является счет ( Расчет оптимального дыхательного ритма ) . Прежде всего вы должны успокоить свой Разум и дыхание ( Дыхательные практики ) , следуя восьми ключевым характеристикам ( см.  Общие рекомендации в регулировании обычного дыхания ) . Затем начинайте считать дыхательные циклы ( Подсчет при дыхании ) от одного до десяти , а затем — в обратном порядке . Можно также считать одни лишь вдохи или, соответственно, выдохи. Сосредоточение внимания ( Методика сосредоточения ) на счете предотвращает излишнюю концентрацию на вашем дыхании, которая может привести к возникновению напряжения ( Теория расслабления Практика расслабления ) . Это поможет вам привести разум к медитативному состоянию ( Расслабление разума ) . Счет дыханий также поможет вам, если вы хотите заснуть.

2. Следуй (суй)

Здесь подразумевается необходимость следовать процессу своего дыхания (суй си) . Когда вы научитесь регулировать дыхание при помощи техники счета, вы можете переходить к данному способу. Осознайте процесс своего дыхания, следуя мысленно за каждым вдохом и выдохом. Когда вы научитесь делать это без лишнего напряжения, ваш разум и дыхание объединятся в единое целое. В данном случае под «разумом» подразумевается эмоциональный разум, поскольку именно он — главный нарушитель спокойствия и умиротворенного мышления. По этому поводу китайцы говорят : синь си сян и , что значит «Сердце (разум) и дыхание взаимозависимы» . Когда ваш разум сможет следовать за дыханием , он перейдет в более глубокое медитативное состояние , из-за чего состояние еще более замедлится. Техника следования за дыханием особенно важна, потому что с ее помощью дыхание и разум взаимно помогают друг другу войти в более глубокие медитативные режимы .

3. Останавливайся (цзы)

Под остановкой подразумевается необходимость прекратить думать о собственном дыхании (цзы си) . Древний даос Ли Циньань сказал : «Регулировать дыхание — значит регулировать Настоящее дыхание , пока (ты) не остановишься» . Смысл этой фразы в том, что правильное регулирование подразумевает отсутствие сознательного регулирования. Другими словами, несмотря на то, что вы начинаете с сознательного регулирования дыхания, в дальнейшем вы должны дойти до естественности в этом, когда необходимость дополнительного контроля со стороны разума отпадает. Если во время дыхания вы концентрируете разум на технике, это не есть истинное регулирование, поскольку так или иначе Ци в ваших легких начнет застаиваться. Когда же вы достигнете уровня истинного регулирования, то именно регулирование и исчезнет — при этом вы сможете эффективно использовать свой разум для направления ци. Помните : Где бы ни находился (И) , там находится и Ци . Если И останавливается в одной точке, ци застаивается. Именно И направляет ци и заставляет ее двигаться. Следовательно, в состоянии правильной регулировки дыхания ваш разум будет свободен. Вы освободитесь от застоя, сомнений, спешки, сможете сохранять спокойствие и умиротворенность. Достигнув этой стадии, вы откроете для себя настоящий путь к медитации.

4. Смотри (гуань)

«Смотреть» — значит ощущать и чувствовать дыхание (гуань си). Это то же, что тин си, или «слушать дыхание» . Безусловно , речь не идет о том, чтобы буквально смотреть глазами или слушать ушами — чтобы ощутить происходящее, нужно использовать собственный разум. В медитации это называется нэй ши фань тин, что в переводе означает «видеть внутренне, слушать внутри» . Итак, в цигун-медитации вы не должны обращать внимания на что-либо, находящееся за пределами вашего тела. Вы применяете свой разум, чтобы ощущать и чувствовать (смотреть и слушать) себя изнутри. Когда вы достигнете состояния регулирования дыхания без сознательного регулирования, ваш разум освободится. Это значит, что вы сможете сконцентрировать свой разум на движении ци, направляя ее куда угодно по своему желанию. Вы сможете наполнить ци каждую клетку своего тела, ощущая его прозрачность.

5. Возвращайся (фань)

Фань си (обратное, или возвращенное дыхание) обозначает необходимость вернуть дыхание в естественное состояние . Это также подразумевает, что вы должны владеть техникой регулирования дыхания без сознательного регулирования . Другими словами, в результате овладения этой стадией вы не только вновь обретете естественный ритм дыхания, но также освоите ту стадию, на которой ваше дыхание сольется с разумом в единое целое. Дыхание будет отражать разум, а разум — дыхание. С этого момента ваше дыхание будет регулироваться автоматически без всякой необходимости сознательного контроля с вашей стороны, а разум будет регулировать себя самостоятельно.
Регулировка разума требует понимания пути (Дао), по которому движется Природа. Теперь ваш разум полностью свободен, он способен проникнуть в глубокое медитативное состояние, а вы при этом получите возможность постигать глубинную сущность вещей и событий. Первый шаг к этому состоит в том, чтобы понять самого себя. Вам потребуется осознать смысл жизни. Дыхание — это символ жизни, линия, раздел Инь и Ян . Поняв собственное дыхание, вы поймете и свою жизнь. В процессе понимания вы обязательно перейдете от крайней степени Инь или Ян к среднему положению, где присутствуют все мельчайшие градации и оттенки бытия. Когда ваш разум сможет оставаться посередине, у вас появится возможность судить беспристрастно и видеть ясно. Два крайних полюса Инь и Ян возвращаются к своему истоку — Уцзи (Беспредельности) . Естественное дыхание позволяет сделать ваш разум чистым, таким, чтобы вы могли взглянуть на себя и отыскать себя настоящего. Лишь после того, как вы сможете понять себя, вы сможете осознать истинную природу действительного Дао.
У каждого есть свое начало. Чтобы осознать его истинную природу, вы должны проследить весь путь в обратном порядке до истока. Фань си — это процесс вашего возвращения к своим истокам. Этот шаг совершенно необходим, чтобы стать «буддой» , или достигнуть просветления . Есть такое китайское выражение : цзянь син ляо жань («увидел природу , понял естественность») . Переход к этой стадии будет означать , что вы преодолели этап регулирования функций своего физического тела и теперь сможете сконцентрироваться на духовных проблемах.

6. Чистота (цзин)

«Чистота» здесь является синонимом «отрегулированности» . Поэтому в данной методике вам нужно использовать Обычное дыхание для регулирования ваших мыслей (цзин си) ; этот термин также связан со стадией отрегулированного состояния разума , когда дыхание и разум сливаются в единое целое. Поняв себя настоящего, разобравшись в истинной природе, находящейся под маской внешних проявлений, вы используете этот метод дыхания для регулирования разума и перевода его в состояние, свободное от эмоций. Лишь после этого вы сможете достигнуть высших стадий духовного совершенствования. Такой процесс очищения эмоционального разума представляет собой заключительный этап Религиозного цигун . Согласно буддийской философии ( Философские аспекты учения Будды  Четыре благородные истины о страдании  Астика в древней Индии ) , чтобы стать Буддой ( Деятельность Готамы Будды  Община Будды ) , необходимо избавиться от семи эмоций и шести желаний ( Потребности и желания вызваны пятью элементами  Внутренние и внешние причины болезней ) . Как только вы достигнете этого, ваше тело станет чистым, а дух — безгрешным. Такое состояние разума и духа называется цзин.
Нужно всегда помнить, что тренировка дыхания дарит технические и стратегические приемы, которые помогут осуществить уравновешивание тела и разума в процессе практики цигун ( Пять основных разделов цигун Ступени развития в Цигун ) . Регулируя свое тело, разум и дыхание, вы сможете регулировать свою ци, а также мягко и естественно направлять ее. Ци и дыхание тесно взаимосвязаны, они неотделимы. Эта идея часто встречается в даосских литературных источниках. В частности, даос Гуан Чэнцзы говорил: «Один выдох — и Земная ци поднимается ( Ци энергия – инфографика ) ; один вдох — и Небесная ци опускается ; Когда у настоящего человека (т. е. того, кто постиг истинное Дао) дыхание повторяется в пупке, тогда моя настоящая ци естественным образом соединяется». Даос имел в виду, что центром дыхания должна быть нижняя часть живота (как будто дышишь пупком) . Земная ци — это отрицательная энергия (Инь) ваших почек, а Небесная — положительная (Ян) энергия, поступающая из употребляемой вами пищи и вдыхаемого воздуха. Когда вы дышите пупком, эти две ци обретают способность соединиться и слиться в одно целое. Некоторые люди считают, что точно знают природу ци, однако на самом деле это не так. Лишь объединив два вида ци, вы узнаете что же такое «истинная ци» ; при этом вы сможете стать «настоящим» человеком — тем , кто достиг Дао .
В даосской книге «Чан дао чжэнь янь» («Воспевай Дао истинными словами») есть такие слова: «Один выдох и один вдох для сообщения функции ци, одно движение, одно спокойствие — это то же, что (источник) создания и изменения» . Первая часть этого утверждения вновь подчеркивает, что функционирование ци тесно связано с дыханием. А смысл второй части в том, что все процессы созидания и изменения берут начало во взаимодействии движения (Ян) и спокойствия (Инь) .
«Хуантин-цзин» («Книга Желтого Двора») гласит : «Чтобы отыскать бессмертие, дыши Изначальной ци» . Это значит, что для достижения цели бессмертия вы должны отыскать и понять Изначальную ци, пользуясь для этого методами правильного дыхания.
Более того, даос по имени У Чжэньжэнь утверждал : «Чтобы найти место дыхания настоящего человека (т. е. бессмертного) , используй дыхание после рождения» . В этой сентенции, очевидно, говорится о том, что для определения места дыхания бессмертного (Даньтянь) вы должны рассчитывать только на свое знание способа регулирования постнатального, или обычного дыхания. При помощи регулирования постнатального дыхания вы постепенно научитесь определять местоположение ци (в Даньтяне) , а со временем сможете использовать свой Даньтянь для того, чтобы дышать, как бессмертные даосы ( Долголетие ) .
Строки даосской песни «Лин юань да дао гэ» («Великая даосская песнь о происхождении Духа») : «Изначальные (т. е. Изначальные цзин, ци и шэнь) мирно переносятся внутри, так, что ты можешь стать настоящим (бессмертным) ; (если же ты) зависишь (только от) внешнего дыхания , то не сможешь достигнуть конечной (цели)» . Из этой песни видно, что ключом к тренировке трех сокровищ ( Цзин, ци и шэнь – три сокровища ) и конечной цели — достижению бессмертия — является внутреннее дыхание (дыхание в Даньтяне) . Однако прежде вы должны знать, как правильно отрегулировать свое внешнее дыхание.

 

Следующая страница :
Расслабление дыхания

Предыдущая страница :
Общие рекомендации в регулировании обычного дыхания

В Оглавление

Комментарии запрещены.