Деятельность Готамы Будды

Более шести лет монах Готама слу­шал учение сначала у ног одного, затем другого учителя, медитировал, вел аскетический образ жизни, но откровение свыше не приходило. И вот однажды оказался он в мес­течке Урувелы. Согласно преданию, сам Будда рассказывал об этом так: «И там, ученики, подумал я про себя: приятен этот уголок, лес поистине прекрасен, река светла, кру­гом приветливо раскинулись дерев­ни… хорошо чувствует себя здесь вся­кая возвышенная душа, стремящаяся к спасению».

Здесь Готама с удивительным упор­ством подвергает свою плоть умерщ­влению, но безуспешно. Вдруг его осеняет, что самоистязания не только обессиливают тело, но и препятст­вуют высшему сосредоточению. Он решается принять пищу. Увидев это, его покидают пять спутников-монахов, которые ожидали, что он станет их учителем. Они решают, что Гота­ма отказался от духовных исканий, но это был первый шаг к «средин­ному пути» освобождения. Готама по­нял, что аскетизм, равно как и при­вязанность к усладам жизни, две крайности, стоящие друг друга.

Готама продолжил медитацию и, постепенно самоуглубляясь, вспо­мнил одно за другим свои прежние существования. В каждом из них он увидел одно и то же: рождение, счастье и страдание, а затем смерть. И внутренним прозрением он осо­знал, что причина этого повторения — неведение, дурные помыслы, слова и дела. Его духовному взору откры­лись все источники бедствий и тот путь, который ведет к их полному уничтожению.

Увидев все это, он обрел истин­ную свободу — сознание освободи­лось от оков иллюзорного бытия и вознеслось к высотам духа, дарую­щим человеку силу быть выше всех обстоятельств и условий видимого мира. Готама достиг нирваны, а чело­вечество получило просветленного Учителя — Будду.

По преданию, это произошло ночью, под деревом, ставшим с тех пор для всех почитателей Будды свя­щенным символом.

Первую свою проповедь Готама Будда ре­шил прочитать тем пяти монахам, которые ушли, потеряв в него веру. Он разыскал их вблизи Бенареса, в Сарнатхе, в Роще Ланей:

«Братья! В две крайности не дол­жен впадать вступивший на Путь. Од­на — страсти, наслаждение ими, эта крайность свойственна человеку непросвещенному. Другая — это самоистязания, они также тщетны. Прозрение дает «срединный путь», он ведет к прозрению, успокоению, высшему разумению, просветлению, нирване.

Начать надо с познания четырех святых истин (Четыре благородные истины) : жизнь в мире полна страданий; их причина — в жажде земных привязанностей, устранить ее можно, для этого есть Путь. Он со­стоит из восьми частей (Восьмеричный путь) : истинных воззрений, истинных стремлений, правдивой речи, доброго поведения, честного добывания средств к су­ществованию, истинного старания, верной памяти, истинного самоуглуб­ления».

Эта проповедь известна как «Про­поведь в Бенаресе». Она положила начало деятельности Учителя. По пре­данию, эта проповедь возвела души пяти монахов в состояние безгрешной святости.

Очень быстро число последовате­лей Будды увеличилось до шестиде­сяти учеников, которых он посыла­ет с проповедью в разные края: «Ученики, и я, и вы свободны от всяких уз — и божеских, и челове­ческих. Идите и странствуйте во спа­сение многих, на радость многим, из сострадания ко всему миру… Проповедуйте, ученики, мое учение, которое бесподобно в начале, беспо­добно в середине, бесподобно в кон­це по духу и букве…»

Так, сострадание и любовь к лю­дям были силой, поведшей учеников Будды по дорогам Индии и других стран.

Труд этот продолжался около со­рока лет…

В начало БУДДА

Далее Астика в древней Индии

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Случайные записи