Более шести лет монах Готама слушал учение сначала у ног одного, затем другого учителя, медитировал, вел аскетический образ жизни, но откровение свыше не приходило. И вот однажды оказался он в местечке Урувелы. Согласно преданию, сам Будда рассказывал об этом так: «И там, ученики, подумал я про себя: приятен этот уголок, лес поистине прекрасен, река светла, кругом приветливо раскинулись деревни… хорошо чувствует себя здесь всякая возвышенная душа, стремящаяся к спасению».
Здесь Готама с удивительным упорством подвергает свою плоть умерщвлению, но безуспешно. Вдруг его осеняет, что самоистязания не только обессиливают тело, но и препятствуют высшему сосредоточению. Он решается принять пищу. Увидев это, его покидают пять спутников-монахов, которые ожидали, что он станет их учителем. Они решают, что Готама отказался от духовных исканий, но это был первый шаг к «срединному пути» освобождения. Готама понял, что аскетизм, равно как и привязанность к усладам жизни, две крайности, стоящие друг друга.
Готама продолжил медитацию и, постепенно самоуглубляясь, вспомнил одно за другим свои прежние существования. В каждом из них он увидел одно и то же: рождение, счастье и страдание, а затем смерть. И внутренним прозрением он осознал, что причина этого повторения — неведение, дурные помыслы, слова и дела. Его духовному взору открылись все источники бедствий и тот путь, который ведет к их полному уничтожению.
Увидев все это, он обрел истинную свободу — сознание освободилось от оков иллюзорного бытия и вознеслось к высотам духа, дарующим человеку силу быть выше всех обстоятельств и условий видимого мира. Готама достиг нирваны, а человечество получило просветленного Учителя — Будду.
По преданию, это произошло ночью, под деревом, ставшим с тех пор для всех почитателей Будды священным символом.
Первую свою проповедь Готама Будда решил прочитать тем пяти монахам, которые ушли, потеряв в него веру. Он разыскал их вблизи Бенареса, в Сарнатхе, в Роще Ланей:
«Братья! В две крайности не должен впадать вступивший на Путь. Одна — страсти, наслаждение ими, эта крайность свойственна человеку непросвещенному. Другая — это самоистязания, они также тщетны. Прозрение дает «срединный путь», он ведет к прозрению, успокоению, высшему разумению, просветлению, нирване.
Начать надо с познания четырех святых истин (Четыре благородные истины) : жизнь в мире полна страданий; их причина — в жажде земных привязанностей, устранить ее можно, для этого есть Путь. Он состоит из восьми частей (Восьмеричный путь) : истинных воззрений, истинных стремлений, правдивой речи, доброго поведения, честного добывания средств к существованию, истинного старания, верной памяти, истинного самоуглубления».
Эта проповедь известна как «Проповедь в Бенаресе». Она положила начало деятельности Учителя. По преданию, эта проповедь возвела души пяти монахов в состояние безгрешной святости.
Очень быстро число последователей Будды увеличилось до шестидесяти учеников, которых он посылает с проповедью в разные края: «Ученики, и я, и вы свободны от всяких уз — и божеских, и человеческих. Идите и странствуйте во спасение многих, на радость многим, из сострадания ко всему миру… Проповедуйте, ученики, мое учение, которое бесподобно в начале, бесподобно в середине, бесподобно в конце по духу и букве…»
Так, сострадание и любовь к людям были силой, поведшей учеников Будды по дорогам Индии и других стран.
Труд этот продолжался около сорока лет…
В начало БУДДА
Далее Астика в древней Индии