Даосский цигун (для просветления)

Даосизм был создан Лао-цзы (он же Ли Эр) в VI веке. Он написал книгу, озаглав­ленную «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Добродетели»), в которой обсуждается естественная мораль человека. Позже его последователь Чжуан Чжоу, который жил и творил в эпоху Воюющих Царств, написал книгу «Чжуан-цзы». Вскоре возникла новая ветвь ученой мысли, независимая от конфуцианства. До династии Хань дао­сизм был чистой наукой: он изучал человеческий дух и природу. Судя по имеющимся документам, в то время даосизм не считался религией.

В период Восточной Ханьской династии (25—168 гг.) Чжан Даолин создал даос­скую религию (даоцзяо). Даосы поклонялись прежде всего Юань-ши Тянь-цзуню («Изначальному Небесному Владыке»), которого после династии Сун стали называть Юй-хуан Да-ди («Великий Владыка Нефритовый Государь»). Кроме того, почитался Лао-цзы, которого в народе называли Тайшан Лао-цзюнем — «Старым Господином Наивысшего». Согласно философии даоцзяо, существует небесное царство, которым правит Изначальный Небесный Владыка. В этом царстве живут лишь бессмертные и боги, управляющие всем на Земле. Отсюда видно, что первоначальная концепция Небесной Ци претерпела изменение, получив дополнительную религиозную окраску. Религиозные даосы также верили, что человек, совершивший нечто очень доброе на земле, после смерти становится святым. Небо даст ему должность, которая позволит ему править живущими на земле. Если же человек за время своей жизни не совершал ничего доброго, то после смерти ему надлежало перевоплотиться в другое человечес­кое существо. Для вершившего же одни плохие дела существовало наказание: восем­надцать уровней ада, куда должна была попасть его душа. Там, в аду, Князь Преис­подней (Яньло-ван) должен был решить, в какое животное перевоплотиться греш­нику. Но совершивший особо дурные поступки не мог надеяться даже на перевопло­щение: ему предстояло вечно терпеть муки ада.

Религиозная философия и взгляды на реинкарнацию у даосов были во многом сходны с буддийскими ( Астика в древней Индии ) . Возможно, это связано с тем, что даосская религия была создана всего лишь через сто лет после заимствования китайцами Буддизма . Говорят, что религиозный даосизм представляет собой смесь традиционного даосизма и буддизма ( Религиозный цигун ) .

Как и Буддисты , даосы считают, что если им удастся сделать свой Дух (Шэнь) независимым и сильным, то в результате они смогут избежать цикла бесконечных перевоплощений. Достигнув этого уровня самосовершенствования, даос или буддист тем самым достигает своей цели: Просветления ( состояния буддовости  ) . Говорят, что он обрел вечную жизнь. Однако если ему не удастся до момента смерти достаточно укрепить собственный дух, тогда его душа (или дух) не попадет в ад, и он сам будет способен управлять своей судьбой, выбрав себе либо существование духа, либо реинкарнацию в другого человека. Даосы верили, что совершенствовать человечес­кий дух можно, лишь находясь в теле человека, поэтому непрекращающийся цикл реинкарнации необходим для достижения просветления.

Монахи обнаружили, что для укрепления своего духа им необходимо культиви­ровать Ци , образующуюся из Цзин . Типичный процесс даосской практики цигун состоит в :

1) превращении цзин в ци (и цзин хуа ци);

2)  питании шэнь (духа) энергией ци (и ци хуа шэнь);

3)  очищении шэнь с превращением его в пустоту (лянь шэнь хуань сюй);

4)  сокрушении пустоты (фэньсуй сюйкун).

Первый шаг заключался в укреплении цзин, затем цзин следовало превратить в ци при помощи медитативных (см.сноску*) или других методов ( Ступени развития в цигун ) . Затем эта ци направляется к макушке для питания головного мозга и поднятия шэнь. Состояние, которого в результате дости­гает даос, называется «Три цветка встречаются на вершине» ( Цзин, ци и шэнь – три сокровища ) . Эта стадия необходима для достижения хорошего здоровья и долголетия. После этого даос может начинать подготовку к достижению наивысшей цели — просветления.

( *
Дыхание через отдельные участки организма или через отдельные его органы
Методика сосредоточения
Методика энергетических упражнений
Методика развития внутренней энергии
Методические приемы внутренней формы упражнений
Контроль за телом и расслабление
Положение тела и мышечная деятельность
Расслабление в Кхиконге
Некоторые позы для занятий
Значение управления дыханием
Методика управления дыханием

Однако наибольшим препятствием на пути к этой цели являются эмоции, влия­ющие на мышление и нарушающие равновесие духа. Именно по этой причине даосы уединялись высоко в горах, подальше от других людей и прочих отвлекающих факторов ( Община Будды ) . Они также воздерживались от употребления мяса, полагая, что мясная пища загрязняет мышление и усиливает эмоциональность, отвлекая дух от самосо­вершенствования.

Стремясь к просветлению, или состоянию буддовости, большинство буддийских монахов концентрируют все свое внимание на культивировании духа. Но даосы считают, что для реализации конечной цели вначале необходимо иметь крепкое физическое здоровье ( Цигун ученых (для поддержания здоровья) Здоровье – внешние и внутренние компоненты Внутренние и внешние причины болезней Медицинский цигун ) . Вероятно, в этом кроется причина того, что среди долгожите­лей больше даосов, чем буддистов. За девятнадцать столетий исследований даосы открыли гораздо больше способов, способствующих укреплению тела и замедляю­щих процесс дряхления внутренних органов, что было главным условием долголетия. Известно, что многие даосы прожили более 150 лет. Среди них бытует поговорка: «Сто двадцать — значит, умираешь молодым». К сожалению, все их методы трени­ровок по цигун сохранялись в строгой тайне и передавались лишь в стенах монасты­рей. Лишь в последнее время эти тайные теории и методы тренировок стали достоянием внешнего мира.

Важной частью практики для долголетия является цигун Промывания костного мозга . Его основная идея заключается в поддержании движения ци внутри костного мозга таким образом, чтобы последний всегда оставался чистым и здоровым. Кост­ный мозг человека вырабатывает кровяные клетки. Эти клетки приносят питатель­ные вещества к органам и всем остальным клеткам организма, попутно унося из них продукты жизнедеятельности. Если Кровь здорова и нормально справляется со сво­ими функциями, то все тело человека получает требуемое питание и становится здоровым, а значит — может эффективно сопротивляться заболеваниям. Если кост­ный мозг чист и свеж, он производит огромные количества здоровых кровяных клеток, хорошо справляющихся с возложенными на них задачами. При этом все тело останется здоровым, а дряхление внутренних органов значительно замедлится. Тело во многом напоминает дорогой автомобиль: если будете использовать топливо высшего качества и хорошей очистки, то он прослужит долго, а вот горючее низкого сорта «состарит» двигатель очень быстро.

В теории это выглядит просто, но на практике все оказывается гораздо сложнее. Вначале необходимо научиться накапливать ци и заполнять ею восемь «чудесных» каналов ; затем нужно научиться направлять свою ци внутрь костного мозга для его «промывания». Если не считать некоторых даосских монахов, очень мало людей прожили более 150 лет. Причина этого в том, что процесс практики чрезвычайно продолжителен и труден. Вам потребуется чистый Разум и простой образ жизни, чтобы вы могли полностью сконцентрироваться на тренировках. Без умиротворенного разума занятия не принесут желаемого успеха. Именно по этой причине даосские монахи предпочитают уединяться высоко в горах. К сожалению, для обычного человека это просто невозможно.

Но не думайте, что буддийская чань- (дзэн-) медитация чем-то хуже даосских методов. Известно, что буддисты, используя свою неподвижную медитацию, нередко достигали гораздо большего успеха в достижении просветления, чем даосы. Кроме того, многие методики даосского цигун возникли на основе буддийских техник. Впоследствии даосы приспособили их к своим целям и условиям, причем некоторые техники (например, Промывание костного мозга) практиковались даосами гораздо интенсивнее, чем буддистами.

Многие стили даосского цигун основаны на теории совершенствования как духа, так и физического тела. Вообще говоря, в даосизме существует три способа тренинга: Цзиньдань да дао (Большой Путь Золотого Эликсира ( Большой Небесный Круг ) ) , Шуан сю (Двойное Совершен­ствование) и Даовай цай яо (Собирание Трав за Пределами Дао). Первый путь — Цзиньдань да дао — учит приемам индивидуального внутреннего цигун. Этот подход зиждется на убеждении, что Эликсир долголетия и даже само просветление человек может найти внутри собственного тела.

Во втором способе — Шуан сю — для ускорения балансировки ци используется партнер. У большинства людей ци не находится в совершенном равновесии: один человек слишком положителен, другой — чрезмерно отрицателен ( Инь и Ян категории Ци  Кань и Ли категории Ци  Как регулировать количество Воды и Огня
Качества Человеческой Ци  Типы, функции, категории Ци  Инь Ян ) . То же самое свойственно и энергетическим каналам – Меридианам и коллатералям , которые у разных людей могут быть заря­жены по-разному. Зная, каким образом обмениваться ци с партнером, вы можете помочь друг другу и ускорить свою подготовку. Партнер может быть одного с вами пола или противоположного.

Третий путь, получивший название Даовай цай яо, предлагает для ускорения процесса совершенствования использовать лекарственные растения – Траволечение . Лекарствами могут быть не только представители флоры (например, женьшень), но и животные продукты — например, мускус из желез мускусного оленя ( Восточные фитопрепараты : секреты эффективности ) .

В соответствии с используемыми методами подготовки, даосский цигун может быть подразделен на две основные школы: Цзин сю пай (Школа Спокойного Совер­шенствования) и Цзай цзепай (Школа Посадки и Прививания). Это разделение стало особенно заметным после династий Сун и Юань (960—1367 гг.). Теория и практика медитации и занятий в школе Цзин сю близка к технике буддистов. Члены группы считали, что единственным способом достичь просветления был Цзиньдань да дао (Большой Путь Золотого Эликсира), в соответствии с которым человек мог создать Эликсир внутри своего тела. Использование для совершенствования партнера счи­талось аморальным, так как могло привести к эмоциональным проблемам, которые способны были значительно повлиять на процесс совершенствования.

Однако представители Цзай цзе пай заявляют, что их методы Шуан сю (Двойного Совершенствования) к Даовай цай яо (Собирания Трав за Пределами Дао) в сочетании с Цзиньдань да дао делают совершенствование более быстрым и практичным. По этой причине практика даосского цигун обычно называется Даньдин даогун, что перево­дится как «Практика Дао в котле Эликсира». Изначально даосы верили, что смогут добыть Эликсир из лекарственных трав и очистить его. Впоследствии они пришли к выводу, что единственный реально существующий Эликсир можно найти только внутри собственного тела.

Основные различия между этими двумя даосскими школами заключаются в том, что Цзин сю пай направлена на достижение просветления путями, сходными с буддийским стремлением к состоянию буддовости, тогда как школа Цзай цзе пай использует методы практики для достижения нормальной, здоровой и про­должительной жизни.

Видно , что даосизм является одновременно религией и наукой , изучающей методы цигун . Будучи последователем современного и научного цигун (не путать с «Цигун ученых») , вы должны , отсекая всякие предрассудки , выбирать лишь те методы занятий , которые способны принести вам пользу ( Правила практики Цигун ) . Однако знание исторических основ поможет лучше разобраться в истоках методики и в ее мотивации .

Характерные черты даосского цигун:

А. Даосский цигун и теории просветления были основаны на аналогичных теориях, существовавших у буддистов ( Философские аспекты учения Будды ) . Впоследствии они превратились в самостоятель­ные стили.

Б. Даосская религия образовалась как смешение буддизма ( Будда ) с традиционным дао­сизмом.

В. Первоначально методики даосского цигун были направлены на достижение просветления; впоследствии их начали применять для улучшения здоровья и обретения Долголетия .

Г. Существует две основные школы даосского цигун, одна из которых сходна с буддийской школой.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Случайные записи