Цигун ученых (для поддержания здоровья)

До начала династии Хань в Китае существовали две основные школы учености. Одна из них была создана Конфуцием (551—479 гг. до н. э.) в эпоху Весны и Осени. Поэтому ученые, развивавшие философию Конфуция, как правило, называются конфуцианцами. Впоследствии его философия получила дальнейшее распростране­ние и развитие благодаря усилиям Мэн-цзы (372—289 гг. до н. э.) в эпоху Воюющих Царств. Сторонников этой философии называли жуцзя (конфуцианцами). Главными понятиями, которые положены в основу их учения, были лояльность, сыновняя преданность, доброта, человечность, доверие, справедливость, гармония и мир. При этом основными предметами изучения являются человечность и человеческие чув­ства. Философия жуцзя во многом стала основой китайской культуры.

Вторая основная школа учености получила название даоцзя (даосизм); она была создана Лао-цзы в VI в. до н. э. Лао-цзы приписывают авторство книги под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Добродетели»), в которой описывались моральные принципы человека. Несколько позже, в эпоху Воюющих Царств, его последователь Чжуан Чжоу написал книгу под названием «Чжуан-цзы», приведшую к формиро­ванию новой сильной академической ветви. До начала династии Хань даосизм считался не религией, а скорее еще одной ветвью научного знания. Но лишь во времена Ханьской династии традиционный даосизм был объединен с заимствован­ным из Индии Буддизмом и постепенно начал приобретать статус религии. Вот почему даосизм, существовавший до Ханьской династии, следует рассматривать как научный даосизм, а не как религиозный.

С точки зрения их вклада в Цигун , обе школы делали особый акцент на сохранении Здоровья и предупреждении заболеваний. Представители обеих школ считали, что многие болезни являются следствием эмоциональных и умственных эксцессов, потому что если Разум человека неспокоен, выведен из равновесия и лишен мира, тогда и внутренние органы не в состоянии нормально работать. Например, депрессия может привести к язве желудка и несварению. Злость вызовет неполадки в работе печени, огорчение приведет к застою и уплотнениям в легких, а страх способен нарушить нормальное функционирование почек и мочевого пузыря. Они понимали, что, если человек хочет избежать болезни, он должен научиться уравновешивать и расслаблять собственные мысли и чувства. Это получило название «регулирования разума». ( Теория расслабления Расслабление в Кхиконге  Контроль за телом и расслабление Поза трупа (мертвая поза) – шавасана  Психомышечная тренировка Правила практики Цигун )

Итак, ученые делали акцент на умиротворении разума посредством медитации (см.сноску*) .
*
Дыхание через отдельные участки организма или через отдельные его органы
Методика сосредоточения
Методика энергетических упражнений
Методика развития внутренней энергии
Методические приемы внутренней формы упражнений
Контроль за телом и расслабление
Положение тела и мышечная деятельность
Расслабление в Кхиконге
Некоторые позы для занятий
Значение управления дыханием
Методика управления дыханием
Главное в обучении неподвижной медитации заключалось в том, чтобы избавиться от мыслей, чтобы разум был чистым и спокойным. Когда человек становится спокойным, течение мыслей и чувств замедляется и он чувствует себя умственно и эмоционально невозмутимым. Такой вид медитации можно представить в виде эмоционального самоконтроля. Находясь в состоянии «отсутствия мыслей», вы достигаете глубокого расслабления и можете даже расслабить ваши внутренние органы. Когда тело находится в таком расслабленном состоянии, его Ци будет течь ( Ци, текущая вдоль меридианов и коллатералий Циркуляция внутренней энергии человека ) беспрепятственно и сильно, как и должно быть . Подобный вид неподвижной меди­тации был весьма распространен в научной среде Древнего Китая.

Чтобы достигнуть спокойного и умиротворенного состояния разума, эти занятия были направлены на регуляцию деятельности разума, тела и Дыхания . Ученые верили, что, как только все три компонента будут отрегулированы, поток ци станет плавным и равномерным, так что заболевание не произойдет. Вот почему упражне­ния с ци, придуманные учеными, называются сю ци, то есть «культивирование ци». Китайское слово сю обозначает «регулировать, совершенствовать, исправлять», а также «поддерживать в хорошем состоянии». Подобные практики значительно от­личаются от даосских упражнений с ци, созданных после династии Хань. Эти даос­ские упражнения назывались лянь ци, что в переводе значило «тренировка ци». Лянь обозначает «отрабатывать, тренировать, упражнять, укреплять». Но о Даосском Цигун , возникшем после Ханьской династии, позже.

Многие китайские источники, созданные конфуцианцами и даосами, ограничи­вались лишь темой сохранения здоровья. Занимаясь цигун, ученый неизменно следовал своей естественной жизненной судьбе, не ставя перед собой иных целей, кроме сохранения здоровья. Такая философия довольно сильно отличается от воз­зрений даосов, живших после династии Хань: они отрицали невозможность измене­ния судьбы человека. Даосы верили в возможность тренировки ци для ее укрепления, в способность человека добиться Долголетия . В ученой среде говорили: Жэнь шэн циши гулай си, что переводится как «Семьдесят в человеческой жизни встречается редко». Эту фразу следует понимать таким образом, что в древние времена довольно мало людей проживали более семидесяти лет из-за недостатка качественной пищи и должного здравоохранения.

Есть и еще одно высказывание: Ань тянь ле мин, которое означает «Примирись с небом и радуйся судьбе». Наконец, еще одно изречение: Сю шэнь ай мин — «Совер­шенствуй тело и ожидай судьбу». А теперь сравните эти высказывания с философией поздних даосов, которые утверждали: Ибай эрши вэй чжияо, что в переводе с китайс­кого значит «Сто двадцать — значит, умираешь молодым». Они не просто верили, но и доказали, что человеческая жизнь может быть продлена, что судьбе можно сопротивляться и преодолеть ее.

Хотя конфуцианство и даосизм были двумя основными школами китайской научной мысли, существовало еще немало других школ, так или иначе имевших отношение к занятиям цигун. Не будем останавливаться на обсуждении этих школ, поскольку после них осталось лишь незначительное количество документов, посвященных цигун.

Перечислим основные характеристики цигун ученых:

А. Основной упор делался на совершенствование Духа и разума, а не физического тела.

Б. Опубликованные источники по цигун описывают эту систему знаний хаотично и не систематизировано.

В. В то время целью культивирования ци являлось сохранение здоровья. Преодоле­ние смерти и судьбы считалось невозможным.

Г. До начала династии Хань даосизм считался направлением схоластики, но после Ханьской династии он начал приобретать религиозные черты и в конце концов превратился в даосскую религию. Следовательно, цигун, созданный даосами до Ханьской династии, можно считать цигун ученых-даосов.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Случайные записи