Буддизм основал индийский принц по имени Шакьямуни (558—478 гг. до н. э.). В 29-летнем возрасте он ощутил неудовлетворенность своей роскошной и безопасной жизнью и покинул страну. Шакьямуни пошел в широкий мир, жил среди простых людей, чтобы познать боль и страдания. Через шесть лет он внезапно познал Истину; после этого он стал путешествовать, распространяя свою философию.
Китайцы заимствовали Буддизм во времена Восточной Ханьской династии (58 г. н. э.). Ханьские императоры сами стали искренними буддистами, а буддизм превратился в главную религию Китая. Естественно, что китайские монахи-буддисты также изучили буддийские методики медитации (см.сноску*) .
*
Дыхание через отдельные участки организма или через отдельные его органы
Методика сосредоточения
Методика энергетических упражнений
Методика развития внутренней энергии
Методические приемы внутренней формы упражнений
Контроль за телом и расслабление
Положение тела и мышечная деятельность
Расслабление в Кхиконге
Некоторые позы для занятий
Значение управления дыханием
Методика управления дыханием
Практика буддийского Цигун во многом напоминает китайское «ученое» направление. Основное различие заключается в том, что если Цигун ученых направлен на сохранение здоровья ( Здоровье – внешние и внутренние компоненты Внутренние и внешние причины болезней Медицинский цигун Правила практики Цигун ) ( так же см. сноску **) , то буддийский вариант нацелен на превращение в Будду .
**
Энергетический подход к здоровью человека
Психическая энергия и здоровье
Современная медицина и состояние здоровья человека
Причины ухудшения состояния здоровья населения планеты
Основные факторы восстановления здоровья
Новое мировоззрение в медицине – хорошо забытое старое
Необходимым элементом тренировки монахов была медитация, которая помогала им стать эмоционально невозмутимыми. Буддизм утверждает, что все человеческие страдания вызываются семью страстями и шестью желаниями (ци цин лю юй) ( см. также Потребности и желания вызваны пятью элементами ) . Семь страстей — это радость, злость, горе, страх, любовь, ненависть и похоть. Желания возникают из шести истоков: глаз, ушей, носа, языка, тела ( «Окна» тела ) и Разума (Синь). Кроме того, буддисты воспитывают в себе невосприимчивость к четырем пустотам ( Понятие о теории пяти первоэлементов ) — земли, воды, огня и ветра — они считают, что такая подготовка позволяет им добиться независимости Духа и в дальнейшем избегнуть цикла бесконечно повторяющихся перевоплощений.
Первые монахи не столь заботились о своем физическом здоровье, отдавая все силы медитациям, направленным на достижение состояния эмоциональной невозмутимости. Естественно, физическая жизнь большинства из них была достаточно непродолжительной.
Такое положение дел сохранялось до начала династии Лян (502—557 гг.), когда в ограниченном количестве буддийских монастырей начали постепенно смещать акцент на физические упражнения в цигун. Есть известная притча о Да Мо — индийском принце-буддисте, которого лянский император пригласил в Китай проповедовать. Когда император разочаровался в философии принца, Да Мо отправился в Шаолиньский монастырь. Там он обнаружил, что все монахи выглядят слабыми и болезненными. Да Мо решил помочь монахам. Он уединился, чтобы разрешить эту проблему, оставаясь в добровольном заточении на протяжении девяти лет. Объявившись снова, Да Мо написал две книги — «Ицзинь-цзин» («Трактат об изменении мышц и сухожилий») и «Сисуй-цзин» («Трактат о промывании костного мозга»). Многие буддийские монахи испробовали на себе техники, описанные в «Трактате об изменении мышц и сухожилий». Они поняли, что для завершения избранного пути им потребуется сильное и здоровое тело.
Шаолиньские монахи обнаружили, что в результате выполнения этих упражнений они не только улучшили свое здоровье, но и значительно увеличили физическую силу. Естественно, при необходимости защитить себя они использовали эту силу одновременно с приемами боя. Такое изменение ознаменовало еще один шаг в развитии китайских боевых искусств: Боевой цигун (для единоборств) . Многие комплексы физических упражнений цигун были разработаны много лет спустя на основе принципов, заложенных в книге Да Мо «Трактат об изменении мышц и сухожилий».
Несмотря на то что в тот исторический период необходимость самозащиты была практически неизбежной, многие монахи выступали против усовершенствования боевых навыков. Они считали, что, как буддисты, должны избегать насилия. По этой причине в большинстве монастырей и храмов практиковалась лишь неподвижная медитация, направленная на достижение состояния Будды .
В трактате Да Мо о Промывании костного мозга описывается, каким образом монах может укрепить свое здоровье и добиться долголетия. Закончив изучение этого метода, монах мог перейти к более совершенным приемам практик, целью которых было достижение состояния буддовости ( Философские аспекты учения Будды ) . Но прежде чем перейти к изучению Промывания костного мозга, он должен был в совершенстве овладеть техникой Изменения мышц и сухожилий, которую считали основой. Теория Промывания костного мозга была достаточно сложна для понимания, да и весь процесс подготовки держался монахами в секрете, так что в течение многих веков считалось, что эта техника утрачена навсегда. Но сейчас некоторые первоисточники стали достоянием широкой публики. Да Мо считают прародителем буддийской секты чань-цзун (кит.), или дзэн (яп.). Философия, традиционно приписываемая ему, звучит так: «Не передавать учение людям, не состоящим в нашей религии; не записывать слов; обращаться непосредственно к уму человека; видеть и развивать личность и человечность и становиться буддой» ( Деятельность Готамы Будды ) . Говорят, что перед смертью Да Мо передал чань-буддийскую философию и техники сисуй-цзина своему лучшему и самому верному ученику Хуэйкэ. В миру Хуэйкэ звался Цзи Гуаном. Это был ученый, который отказался от обычной жизни и стал монахом для того, чтобы преодолеть себя. Хуэйкэ передал буддийское знание Сэнцаню. Потом оно переходило к Даосиню, Хунжэню и Хуэйнэну. Этих пятерых патриархов вместе с Да Мо называют Шестью Основоположниками чань (чань-цзунлю цзу). Позднее китайские буддисты удостоили почитанием еще одного монаха, танского Шэньхуэя (713—742), и стали называть его Седьмым Основоположником чань (чань-цзун ци цзу).
Поскольку сам Да Мо был родом из Индии, часть разработанной им теории цигун-тренинга (например, неподвижная медитация) была сходна с индийской йогой ( Разновидности йоги Начинающим практику йоги ) , существовавшей уже в Индии. Позже теория и практика чань была перенесена китайскими монахами-буддистами на японские острова — так появилась японская медитация дзэн.
До начала династии Лян буддисты использовали лишь неподвижную медитацию. Начиная с династии Лян, многие монахи изучили упражнения, придуманные Да Мо, а также переняли некоторые движения различных животных, используя их в комплексах цигун и даже в боевых искусствах.
Итоги:
А. До Да Мо (527 г.) основным элементом подготовки китайских буддистов была неподвижная медитация. После Да Мо появились упражнения цигун в движении («Трактат об изменении мышц и сухожилий»).
Б. Основой техники Промывания костного мозга была методика Изменения мышц и сухожилий. Изменение мышц и сухожилий способно сделать физическое тело человека сильным, а Промывание костного мозга дает монахам возможность использовать свою ци для сохранения чистоты костного мозга и достижения состояния буддовости.
B. Поскольку Изменение мышц и сухожилий способно увеличить силу физического тела, буддисты и те, кто не исповедовал буддизм, применяли эту методику в процессе совершенствования навыков ведения боя. С этого времени начинается эпоха создания боевого цигун.
Г. Сложный для понимания и применения «Трактат о промывании костного мозга» долгое время остается тайной за семью печатями.
Д. Основателем чань- или дзэн-медитации был Да Мо.