БУДДА

СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ФРАГМЕНТЫ УЧЕНИЯ

Рождение и жизнь царевича Сиддхартхи

Как современный историк может описать жизнь Готамы Будды, осно­вателя одной из трех мировых рели­гий, провозвестника самого древнего из дошедших до нас Учений Жизни? Вопрос непростой. Известная нам пол­ная биография Будды была состав­лена в относительно позднее время и несет на себе отпечаток канониза­ции облика Великого Мудреца. Со времен написания палийских текстов до нас не дошли не только жизнеопи­сание Готамы Будды, но и какие-либо упоминания о нем. Именно по­этому западные ориенталисты при­шли к выводу, что такого жизнеопи­сания не существовало вовсе.

Предпринимались и попытки дока­зать, что Готама Будда — это не реально существовавшая историче­ская личность, а «Солнечный миф». Однако наука установила подлинность личности Учителя. Урна с частью золы и костей Будды, найденная в Пиправе, в Непальском Терайе, и да­тированная надписью, а также исто­рическая урна с реликвиями Учителя, спрятанная царем Канишкой и най­денная около Пешавара, определен­но свидетельствуют о смерти, а сле­довательно, и жизни Готамы Будды. Большинство последователей Будды относят его кончину к 483 году до на­шей эры. Полагают, что Учитель жил около восьмидесяти лет.

Конечно, все дошедшие до нас жиз­неописания Готамы Будды тесно пе­реплетают исторически достоверные факты с вымыслами легенды, рож­денной традицией Востока и любовью последователей Учителя. И нам остается лишь с пониманием и уважением отнестись к древней тра­диции и чистым чувствам тех, кто составил жизнеописание Готамы Буд­ды.

Повествование начинается с того момента, когда еще не родившийся будущий Готама Будда пребывал в радостном небесном граде Тушита, проекция которого на Земле носит название Священной Страны, или Шамбалы. Однажды боги преклони­лись перед ним и обратились к нему с такими словами: «Когда ты стремил­ся к десяти совершенствам, ты не ду­мал стать богом или властелином ми­ра, ты стремился лишь к всеведе­нию для спасения людей. Ныне на­стало время — ты должен стать буд­дой».

Бодхисатва, то есть тот, кто собира­ется стать буддой, в отличие от прос­того смертного, сам выбирает усло­вия рождения среди людей. Он сам определяет наиболее благоприят­ное для его великой миссии место и время появления на свет, а также семью и мать. И будущий Готама ре­шил, что его матерью станет царица Махамайя, супруга царя Шуддходайы из рода Шакьев, в Индии, в городе Капилавасту. Он знал, что царице осталось жить всего десять лунных месяцев и семь дней, но сама цари­ца достигла высокого совершенст­ва, а Шакьи относились к досточти­мому роду кшатриев.

И вот однажды царица Махамайя увидела чудный сон: как она, омытая богинями в священном озере Анаватапта и одетая в небесные одежды, возлежит под тенистым деревом и вдруг является белый слон и входит в ее правый бок. Узнав о сне, царь собрал звездочетов, которые объяс­нили, что царица родит сына. Если он не покинет мир, то станет ца­рем всей Земли, а если уйдет в отшельники, то будет буддой — «по­знавшим» — и просветит весь мир великим учением.

В должный срок царица родила сына, который чудесным образом вышел из ее правого бока. Едва появившись на свет, младенец сде­лал семь шагов и издал громкий клич, как победитель в борьбе. Произошло это в загородном саду. Было много других чудес и зна­мений, а мудрый отшельник Асита предсказал, что мальчик станет буд­дой.

На пятый день, согласно обычаю, было устроено великое торжество и царевича нарекли Сиддхартхой, что означает «достигший цели» или «ис­полнивший свое назначение». Восемь самых ученых прорицателей, созван­ных царем для определения судь­бы сына, сказали так: «Если он уда­лится от жизни, то станет буддой и снимет пелену невежества с глаз людей». А восьмой, самый молодой из них, добавил: «Царевич покинет мир после того, как увидит стари­ка, больного, труп и отшельника». Услышав это, царь повелел предпри­нять самые строжайшие меры, чтобы предотвратить указанные прорица­телем встречи.

Царевич рос, и жизнь его сопро­вождалась многими чудесными зна­мениями. Так, однажды, когда маль­чика принесли в храм на поклоне­ние богам, их изображения прекло­нились перед Бодхисатвою. Было за­мечено, что с самого раннего детст­ва, оставаясь один, он погружался в глубокую медитацию; а сталкиваясь со страданиями живых существ, пре­исполнялся сочувствием. Так, встре­тив однажды измученных жарой паха­рей, погонявших быков железными прутьями, оставлявших на спинах жи­вотных кровоточащие раны, и узнав, что эти пахари — собственность его отца, он воскликнул: «Отныне вы больше не рабы… Идите куда хоти­те и живите в радости!»

Когда он стал старше и его пове­ли в школу, учителя дивились его необычайным способностям и зна­ниям как великому чуду. Сиддхартха получил прекрасное образование, знания в те времена были в большом уважении, и сам город Капилавасту был назван так в честь мудреца Капилы, основателя философии Санкья.

В шестнадцать лет царевич избрал себе супругу — ею стала Яшодхара из того же рода Шакьев. Она родила ему сына Рахулу. Казалось, что ничто не вырвет царевича из счастливой земной жизни.

Но, по преданию, вскоре происхо­дят все предсказанные ему встречи. Бодхисатва все больше отдается раз­мышлениям о смысле жизни: «Как, зная, что человека ждут старость, болезнь и смерть, жить в радости?!»

Однажды царевич вышел в сад, сел в тени раскидистого дерева и пре­дался размышлениям. Он сосредо­точил свой ум, и абсолютное спокой­ствие снизошло на него. В состоянии необычайного просветления Бодхи­сатва увидел перед собой высокого, величавого Старца. На вопрос цареви­ча: «Кто ты?», — Старец ответил так: «Я — Шрамана. Угнетенный мыслью о болезни, старости и смер­ти, я покинул дом свой в поисках пути спасения. Все стремится к раз­ложению, лишь Истина пребывает в вечности, Все подлежит изменению, лишь слова будд остаются неизмен­ными».

Сиддхартха спросил: «Можно ли обрести спокойствие в этом мире горя и страдания? Я угнетен пусто­тою земных удовольствий, и всякая чувственность мне ненавистна. Само существование кажется мне невыно­симым».

Шрамана ответил так: «Где зной, там и холод. Тот, кто подвержен стра­даниям, обладает способностью на­слаждаться. Зло указывает, что есть и добро. Там, где страдания велики, там и блаженство будет велико, ес­ли только ты откроешь глаза, чтобы увидеть… Когда есть благословенный путь, ведущий человека, связанного грехом, к спасению в Нирване, ви­на не в тропе, а в самом чело­веке, если тропа эта останется в стороне…»

Царевич внимал мудрым словам: «Я знаю, что достигну цели, но отец говорит, что я еще юн…»

Старец отвечал: «Знай, что для поисков Истины время всегда благо­приятно».

Радость охватила сердце Сиддхартхи: «Именно теперь пришло время искать Истину. Именно теперь при­шло время порвать все связи, кото­рые могут мне помешать достичь совершенного озарения».

Старец с одобрением выслушал ре­шение Сиддхартхи: «Иди и исполни свое назначение… тебе суждено про­светить мир… Исполни совершенство Истины. И если даже молнии обру­шатся на главу твою, не уступи прель­щениям, уводящим с пути Истины… Будь настойчив в исканиях своих, и ты обретешь, что ищешь… Ты будешь Буддой, ты просветишь мир и спа­сешь человечество от гибели».

Царевич вернулся во дворец и направился в покои матери Рахулы. На ложе, усыпанном жасмином, спа­ла Яшодхара, положив руку на го­лову сына. Стоя на пороге, Сиддхарт­ха смотрел на них, и сердце его раз­рывалось от тоски. Но ничто не мог­ло поколебать его решения…

Его конь Контака был оседлан, и, найдя врата дворца широко открыты­ми, он направил коня в тишину ночи. Верный возница сопровождал его.

Так царевич Сиддхартха отрекся от земных наслаждений, отказался от царства, порвал все связи и вступил на путь одиночества… Полагают, что было ему в это время двадцать де­вять лет.

Далее Деятельность Готамы Будды

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: БУДДА

  1. Fairygirlprincess говорит:

    I was drawn by the heotnsy of what you write

Добавить комментарий

Случайные записи