Боевой цигун (для единоборств)

Вероятно, боевого китайского Цигун не существовало до момента появления «Трак­тата об изменении мышц и сухожилий», созданного Да Мо в Шаолиньском монас­тыре (годы династии Лян, 502—557 гг.). Практикуя придуманный Да Мо цигун Изменения мышц и сухожилий, шаолиньские монахи обнаружили, что этим они не только улучшили свое здоровье, но и значительно повысили эффективность приемов ведения боя. С той поры во многих стилях боевых искусств были созданы комплексы цигун для повышения эффективности боя. Кроме того, заметим, что многие стили вообще были созданы на основе теории цигун. Мастера боевых искусств играли очень важную роль в мире китайского цигун.

Первое применение теории цигун в боевых искусствах было связано с увеличе­нием силы и эффективности работы мышц. Сама теория была проста. Разум (И) использовался для направления Ци к мышцам, чтобы наполнить их энергией и заставить более эффективно выполнять работу. Обычно человек использует свои мышцы менее чем на сорок процентов. Следовательно, если ему удастся научиться концентрироваться ( Методика сосредоточения  Концентрация внимания и кора головного мозга  Навык торможения гипоталамуса и ретикулярной формации ) , применяя свой сильный И для направления ци к мышцам, человек сможет поднять энергетику мускулатуры на гораздо более высокий уровень, тем самым улучшив собственную эффективность ведения боя.

По мере того как теория применения акупунктуры становилась все более понят­ной, приемы ведения боя получали возможность дальнейшего совершенствования. Знатоки боевых искусств научились атаковать определенные области тела против­ника (такие, как жизненно важные акупунктурные полости ( см. Активные точки кожи Cистема обозначения каналов и точек Точки тела ) ) , тем самым нарушая движение ци ( Ци, текущая вдоль меридианов и коллатералий Циркуляция внутренней энергии человека Ци в пяти важнейших органах ) в организме врага и создавая энергетический дисбаланс , который приводил к серьезным повреждениям и даже смерти. Чтобы добиться этого, занима­ющийся должен был понимать пути ( см. Топография двенадцати регулярных меридианов Топография восьми чудесных меридианов ) и время движения ци ( Время активности двенадцати регулярных меридианов ) в организме; нужно было также уметь наносить удары в конкретные точки, выполняя их аккуратно и на необходимую глубину проникновения. Техники нанесения ударов по акупунктур­ным точкам (полостям) называются дянь сюэ («удары по полостям») или дянь май  («удары по каналам»).

Большинство техник боевого цигун способствуют улучшению здоровья занима­ющегося ( Цигун ученых (для поддержания здоровья)  Медицинский цигун ) . Но есть и некоторые другие виды этого искусства, которые, помогая развить определенный боевой навык, при этом вредят здоровью бойца ( Правила практики Цигун ) . Примером этому может служить система «Ладонь Железного Песка»: хотя методы тренировки позво­ляли развить в себе поразительную разрушительную силу, сами упражнения могли изуродовать руки, а также повлиять на движение ци в верхних конечностях и внут­ренних органах.

Начиная с шестого века на основе теории цигун было создано множество боевых стилей; условно их можно разделить на «внешние» и «внутренние».

Во внешних стилях основной упор делается на накопление ци в конечностях и координации энергетического взаимодействия с физическими боевыми приемами. Эти стили следуют теории Вайдань-цигун (цигун Внешнего Эликсира). В вайдань-цигун для генерирования ци в конечностях используются, как правило, особые упражнения: для повышения плотности ци ( Методика развития внутренней энергии  Методика энергетических упражнений  Методические приемы внутренней формы упражнений )
во время выполнения упражнений применяется кон­центрация разума. Это значительно усиливает мускульную силу, а следовательно, и эффективность проведения боевых приемов. Цигун также можно использовать, чтобы научиться выдерживать различные удары. В этом случае ци направляется к кожным покровам и мышцам, наполняя их собой и позволяя безо всяких поврежде­ний выдерживать удар. Этот тренинг обычно называют «Железной Рубашкой» (те бу шань) или «Покровом Золотого Колокола» (цзин чжун чжао). Стили боевых ис­кусств, использующие в своих тренировках вайдань-цигун, обычно называют внеш­ними (вай-гун) или жесткими (ин-гун). Типичным примером стиля, в котором исполь­зуется боевой вайдань-цигун, является шаолиньское гунфу.

Но хотя вайдань-цигун может помочь бойцу увеличить его силу, этот метод трени­ровок имеет и определенные недостатки. Поскольку данная система в основном акцентируется на тренировке внешних мышц, она способна привести к их переразвитию. В результате возникает проблема «рассеивания энергии» (саньгун), когда занимающийся начинает быстро дряхлеть. Чтобы поправить положение, боец внеш­него стиля, достигший высокого уровня мастерства в занятиях внешним цигун, переходит к занятиям внутренним цигун, направленным на ликвидацию проблемы рассеяния энергии. Вот почему говорят: «Шаолиньское гунфу — от внешнего к внутреннему».

Внутренний боевой цигун основан на теории Нэйдань (Внутреннего Эликсира). В этом комплексе ци производится не в конечностях, а в туловище, а затем направляется к конечностям для увеличения силы. Чтобы направить ци к конечностям, техника выполнения должна быть мягкой при минимальном использовании мышц.

Теория и практика боевого нэйдань-цигун гораздо сложнее, чем в вайдань-цигун. Несколько внутренних стилей боевых искусств были созданы в горах Удан и Эмэй. Особой популярностью пользуются тайцзи-цюань, багуа-чжан, люхэбафа-цюань и синьи- цюань ( Чэнь Бо – рекомендации ) . Однако нужно понимать, что даже во внутренних стилях боевых искус­ств, обычно называемых мягкими стилями, в некоторых случаях требуется приме­нение мышечной силы. Вот почему ушуист, практикующий внутренний боевой стиль, достигнув определенной степени совершенства во внутреннем цигун, должен овладеть более жесткими внешними техниками. По этому поводу в Китае говорят: «Внутренние стили идут от мягкого к жесткому».

В последние пятьдесят лет мастера тайцзи-цигун и тайцзи-цюаня разработали новую систему, направленную в основном на поддержание здоровья. Она называется уцзи-цигун, что переводится как «цигун Беспредельности». Уцзи («Беспредель­ность») — это состояние нейтральности, предшествующее Тайцзи — состоянию вза­имно дополняющих друг друга противоположностей. Если у вас в голове роятся мысли и чувства, значит, присутствуют Инь и Ян ; но если вы успокоите разум, то сможете вернуться к пустоте Уцзи. Когда вы достигаете этого состояния, ваш разум сосредоточен и ясен, тело расслаблено ( Теория расслабления Расслабление в Кхиконге  Контроль за телом и расслабление  Поза трупа (мертвая поза) – шавасана  Психомышечная тренировка ) , а ци вашего тела может двигаться естественно и плавно, самостоятельно восстанавливая равновесие. Уцзи-цигун приобрел боль­шую популярность во многих регионах Китая, особенно в Шанхае и Кантоне.

Хотя цигун широко изучается ушуистами, основ­ной упор тренировок изначально делался на улучшении боевых характеристик, а не укреплении здоровья. Хорошее здоровье считалось побочным продуктом таких тре­нировок. Лишь в двадцатом веке оздоровительный аспект боевого цигун начал постепенно привлекать к себе внимание. Это особенно касается внутренних стилей боевых искусств.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Случайные записи